logo
Звукозапись - Мастеринг

Глава 5: Звукозапись.

Звукоза́пись — процесс сохранения воздушных колебаний в диапазоне 20—20 000 Гц (музыки, речи или иных звуков) на каком-либо носителе (грампластинки, магнитная лента, компакт-диск и т. д.) с помощью специальных приборов (микрофон, микшерный пульт, магнитофон и т. д.).

Сохранённая в результате этого процесса на каком-либо носителе звуковая запись называется фонограммой.

Необходимое оборудование: прибор для преобразования звуковых колебаний в электрические (микрофон) или генератор тона (напр. звуковой синтезатор, семплер), устройство для преобразования электрических колебаний в последовательность цифр (в цифровой записи), устройство для сохранения (магнитофон, жесткий диск компьютера или иное устройство для сохранения полученной информации на носитель).

Самая старая из известных звукозаписей была сделана 9 апреля 1860 года парижским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, называемого «фоноавтограф».[1]

В зависимости от метода сохранения, выделяют два основных вида записи звуков: аналоговый и цифровой.

Аналоговая звукозапись

Под аналоговой подразумевают запись звуков на физический носитель таким образом, что бы устройство воспроизведения производило колебания и создавало звуковые волны аналогичные тем, что были получены при сохранении.

Опти́ческая за́пись зву́ка — запись электрических колебаний звуковой частоты, осуществляемая фотографическим способом на движущейся киноплёнке.

Опти́ческая фоногра́мма — звуковая дорожка на киноплёнке, предназначенная для воспроизведения оптическим методом. Может быть получена:

.

Воспроизведение фонограммы

Вне зависимости от метода записи фонограммы её воспроизведение осуществляется с помощью лампы, оптической системы, формирующей изображение узкой щели поперёк звуковой дорожки фильма и датчика светового потока (нескольких датчиков при многоканальной записи). Электрический выходной сигнал датчика усиливается усилителем звуковой частоты.

Методы записи

В подавляющем большинстве киносъёмочного и копирующего оборудования запись предварительно усиленного сигнала осуществляется путём модуляции светового потока, проецируемого записывающей оптической системой на равномерно движущуюся киноплёнку.

Световой поток образует прямоугольный световой штрих, характеризующийся толщиной s, длиной l и освещённостью E. Величина светового потока определяется выражением

F = Esl

Изменение светового потока во времени может осуществляться различными методами.

Фонограмма переменной ширины

Изменяя длину штриха l, получают фонограмму переменной ширины. При этом время экспозиции (выдержка) постоянно и равно

t = s / v

(где v — линейная скорость движения киноплёнки)

В СССР модуляция света длиной штриха была осуществлена в 1926—1928 гг А. Ф. Шориным. Для этого он использовал струнный гальванометр.

В системе записи звука по Шорину свет от лампы накаливания собирается конденсором, проходит через отверстие 2 в северном полюсе магнитной системы гальванометра, фокусируется микрообъективом 3 на нити 4. Далее световое пятно, положение и размер которого определяется мгновенным значением звукового сигнала (усиленного усилителем), вторым микрообъективом 6 фокусируется на движущуюся кинполёнку.

Ширина нити гальванометра выбирается так, чтобы при нулевом значении сигнала была освещена ровно половина ширины звуковой дорожки.

Фонограмма переменной плотности

Модуляция шириной щели

При постоянной длине l и освещённости E модуляцию светового потока осуществляют шириной s. Для этого в схеме Шорина поворачивают гальванометр на 90°, так что нить его оказывается параллельна щели. В этом случае ширина щели меняется от smin до smax, а выдержка t = s / v изменяется порпорционально ширине щели.

Управление световым потоком

П. Г. Тагер в 1926—1928 годах разработал и впервые применил поляризационный модулятор света. В его системе свет от лампы проходит через поляризатор и попадает в наполненную нитробензолом ячейку Керра. К обкладкам ячейки Керра приложено выходное напряжение усилителя звуковой частоты. В результате линейно поляризованный поляризатором свет на выходе из ячейки Керра оказывается эллиптически поляризованным. Далее световой поток попадает на второй поляризатор, служащий анализатором. Его плоскость поляризации повёрнута так, чтобы при нулевом напряжении на конденсаторе получить среднюю величину экспозиции (обычно — около 45°).[1]

По данной системе, названной «Тагефон», был снят первый советский звуковой художественный фильм «Путёвка в жизнь».

Модуляция яркостью лампы

В 1929—1930 гг советский изобретатель В. Д. Охотников осуществил запись фонограммы переменной плотности, применив специально сконструированную лампу накаливания с тонкой нитью и напрямую регулируя ток её накала напряжением звуковой частоты. Благодаря малой массе тонкой нити ему удалось получить приемлемую характеристику записи для частот около 3-5 килогерц, при том, что инерционность стандартных ламп накаливания полностью «гасит» колебания с частотами выше 200—400 Гц.

Именно по этой схеме производилась запись звука в фильмах «Слава мира» Владимира Вайнштока и Аркадия Кольцатого (1932), «Люблю ли тебя?» Сергея Герасимова (1934), «Переворот».

Однако, помимо большой тепловой инерции, ограничивающей диапазон частот, лампы накаливания имеют существенно изменяющийся спектр излучения, что затрудняет их применение в качестве модулированного звуком источника света с цветными киноматериалами. Дополнительные трудности вносит нелинейность модуляционной характеристики, достигающая десятков процентов (каковые и вносят основной вклад в нелинейные искажения итогового сигнала).

Поэтому в дальнейшем в таких устройствах стали применять газоразрядные лампы, питаемые током высокой частоты, амплитудно модулированным звуковым сигналом.

Также в таких схемах возможно применение практически безынерционных (в звуковом диапазоне), экономичных светодиодов.

Частотные характеристики

Шумовые характеристики

Многодорожечные фонограммы

Преимущества и недостатки

Оптическая фонограмма получила наибольшее распространение в кинопоказе, так как позволяет уменьшить число стадий изготовления фильмокопии. Кроме того, достигается бо́льшая долговечность благодаря одинаковости эмульсионного слоя фильма в зоне изображения и звукозаписи, в отличие от магнитных методов.

Магнитная звукозапись

Магнитная звукозапись основана на использовании свойств некоторых материалов сохранять намагниченность после прекращения воздействия на них внешнего магнитного поля. Запись производится с помощью специального устройства - записывающей магнитной головки, создающей переменное магнитное поле на участке движущегося носителя (зачастую магнитной ленты), обладающего магнитными свойствами. На ферромагнитном слое носителя остается след остаточного намагничивания. След и есть дорожка фонограммы. При воспроизведении магнитная головка преобразует остаточный магнитный поток движущегося носителя записи в электрический сигнал звуковой частоты.

Способы магнитной записи

Способы магнитной записи отличаются:

Несколько отличается магнитооптический способ записи, применяемый в системе Минидиск. Помимо магнитного поля, воздействующего на магнитооптический слой диска, также производится разогрев соответствующей точки записи лучем лазера до температуры, соответствующей точке Кюри (185 C°)

Под цифровой записью понимают оцифровку и сохранение звука в виде набора бит (битовой последовательности), который описывает воспроизведение тем или иным устройством.