logo search
История музыки

§ 2. Музыка XVII-XVIII веков

 

Эволюция церковной музыки. Раннее многоголосие. Стилевой перелом в середине  XVII века, начало периода русского музыкального барокко. Партесное пение.

Профессионализм в светской музыке. Кант.

Новые явления и светские тенденции в русской музыкальной культуре XVII века. Основные музыкальные явления в России времен Петра I.

Новый стилевой перелом в середине XVIII века: конец периода барокко и начало периода классицизма и сентиментализма.

Первостепенное значение во второй половине XVIII века светской музыки как нового для России явления; возникновение оперы, сонаты, романса в рамках русской музыкальной культуры; образование национальной композиторской школы в области светской музыки; общий подъем светской музыкальной культуры.

Композиторская школа последней трети XVIII века. Национальное преломление общеевропейских стилей эпохи – классицизма и сентиментализма. Типичная тематика. Общие особенности музыкального языка, роль бытовой музыки (в особенности фольклора) как основы творчества композиторов, языковое сближение церковных и светских жанров. Важнейшие жанровые области: опера, камерная вокальная музыка, хоровая музыка; меньшая роль инструментальных жанров. Основные особенности опер (В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин), «российской песни» (Ф.Я. Дубянский, О.А. Козловский), нового духовного концерта (М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский), инструментальной музыки (И.Е. Хандошкин, Д.С. Бортнянский).