§ 4. Русская классическая музыкальная школа: становление и развитие
М.И. Глинка (1804-1857) – основоположник русской классической музыки. Обусловленность творческих достижений общественным подъемом в начале XIX века. Жизнеутверждающий характер искусства М.И. Глинки. Воспроизведение действительности в эстетически приподнятом виде как существенная особенность творческого метода.
Прогрессивные идеи творчества М.И. Глинки. Основные области композиторской деятельности. Влияние личности и творчества А.С. Пушкина на музыку М.И. Глинки. Историческое значение творчества А.С. Пушкина и М.И. Глинки для русской культуры. Сочетание в творчестве композитора черт классического (объективное отражение действительности, утверждение этических идеалов, ясность и уравновешенность стиля, стройность и соразмерность музыкальных форм) и романтического (проявление характерных тенденций музыкального искусства XIX века: особый интерес к фольклору и национальной самобытности, значение красочных приемов в области гармонии и оркестрового колорита) направлений.
Творческий путь М.И. Глинки. Основополагающая роль музыки М.И. Глинки в развитии важнейших жанров русской музыки. Историческая обусловленность возникновения новых явлений в оперном искусстве того времени – героико-патриотического и эпико-лирического жанров. Оперы композитора как высшие достижения в этих жанрах; их значение в дальнейшем развитии русской музыки. Различные типы симфонизма в наследии композитора; роль фольклора в симфонических произведениях; влияние М.И. Глинки на симфоническую музыку русских композиторов. Традиции вокальной лирики конца XVIII – начала XIX веков. в его песнях и романсах; новые разновидности романсовых жанров. Значение музыки М.И. Глинки в развитии русской балетной и камерно-инструментальной музыки. Органическое соединение в его творчестве традиций национальной русской музыки и лучших достижений западноевропейской музыкальной культуры. Общеевропейская основа музыкального языка и формообразования при ясно выраженном влиянии русского фольклора: черты народной песенности в мелодии, синтез классической функциональной системы и ладогармонических элементов фольклорного происхождения, первостепенная роль вариационности вплоть до ее сочетания с сонатностью, применение подголосочной полифонии. Владение всеми средствами композиторского мастерства. Глубокое постижение русского народного творчества, обращение к фольклору других народов.
Оперное творчество. Первостепенное значение опер в наследии М.И. Глинки. Связи оперного творчества композитора с традициями русского и западноевропейского оперного театра. Выдвижение на первый план народно-массового начала, обилие и разнообразие массовых сцен. Главенство вокальных партий при значительной роли оркестра. Преимущественно кантиленный характер вокальных партий. «Номерная» композиция при сквозном развитии важнейших тематических (интонационных) элементов. «Ария-портрет» как центральное звено музыкальной характеристики персонажа. Выражение основного конфликта оперы посредством контрастной национально-фольклорной окраски партий конфликтующих персонажей.
«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») – первая классическая историко-патриотическая трагедийная русская опера. Сюжет, его первоисточники. История создания и постановки. Новаторское понимание классических оперных принципов. Жанровые особенности: черты ораториальности (значение хоровых сцен, трактовка героев как выразителей черт народа) и трагедийности (значение конфликтных сцен). Сочетание свойств конфликтной и эпической драматургии. Трактовка образа народа, особая роль народно-массовых сцен. Использование лучших достижений европейской музыки: Г.Ф. Генделя (монументальность письма), К.В. Глюка (драматические приемы, идея подвига), В.А. Моцарта (индивидуализация характеристик героев, полифоническое мастерство в построении ансамблей), Вебера (применение лейтмотивов, программная увертюра). Ярко выраженный русский стиль музыки, опора на фольклорные жанры. Использование традиций польской музыки во втором действии. Драматургия (конкретные способы противопоставления пластов русской и польской музыки) и строение оперы. Симфоничность оперы (развитие лейтмотивов, значение увертюры и антрактов). Развитость и новизна оперных форм.
«Руслан и Людмила» – образец сказочно-эпической оперы; влияние былинного эпоса. Сюжет, идея оперы, сравнение с поэмой А.С. Пушкина. Конкретные проявления эпичности стиля, драматургия. Использование метода обобщающих музыкальных характеристик-портретов. Интонационное единство характеристик. Применение лейтмотивов в опере. Соразмерность частей и целого, законченность больших и малых построений как проявление классической традиции. Роль рондообразности в построении крупных сцен. Новые разновидности вариационных форм. Полифоническое письмо ансамблей. Новые приемы в построении больших монологических сцен. Значение симфонических эпизодов (антрактов, танцевальных сюит). Увертюра как образец программного симфонизма, ее значение увертюры для развития русского эпического симфонизма (А.П. Бородин, А.К. Глазунов).
Симфоническое творчество. Преобладание произведений жанрово-картинного характера. Ведущая роль жанра одночастного крупного произведения. Преобразование типовых форм европейской музыки. Использование тем народных песен, обусловившее приемы развития тематизма, черты формы, фактуры, оркестровки. Хронология основных произведений. Различные типы симфонизма.
«Камаринская». Время и история создания. Понятие жанрового симфонизма и трактовка в этом плане жанра скерцо. Характеристика тем, композиторская задача. Форма, ее особенности, группировка вариаций, тональный план. Методы варьирования. Претворение традиций хорового и инструментального народного музицирования в симфонической увертюре.
«Арагонская хота». Время и история создания, использование народных тем, их характеристика. Состав оркестра, его особенности, воспроизведение гитарного звучания. Противопоставление темы вступления темам экспозиции. Особенности строения, роль вариационного изложения тем, особенности развития материала в разработочном разделе, объединение тем в коде.
«Вальс-фантазия». Время и история создания. Форма и строение произведения. Характеристика тем и разделов сочинения.
Камерное вокальное творчество. Роль песенно-романсовых жанров в музыкально-общественной жизни первой половины XIX века. Место камерной вокальной музыки в творчестве М.И. Глинки. Разнообразие тематики. Связи с фольклорными и профессиональными музыкальными и поэтическими традициями. Круг поэтов. Традиционные и новые вокальные жанры. Романсы с испанским колоритом и в стиле итальянской баркаролы. Песня-сценка («Попутная песня»), фантазия («Ночной смотр»), драматический монолог («Песнь Маргариты»). Объединение в цикле «Прощание с Петербургом» различных жанров вокальной лирики. Разнообразие форм и средств музыкальной выразительности.
Романсы. Традиционное понимание романса как области лирики. Обобщенное отражение словесного текста в кантиленной вокальной мелодии, ее ведущая роль. Широкое использование «гитарной» фактуры в фортепианной партии. Связи романсов М.И. Глинки с бытовой музыкой. Опора на традиционные жанры в раннем романсовом творчестве и жанровое разнообразие произведений зрелого и позднего периодов.
А.С. Даргомыжский (1813-1869) – один из создателей русской классической музыкальной школы. Своеобразие творческого облика композитора как последователя М.И. Глинки, определившего новые пути развития русского музыкального искусства. Эволюция стиля А.С. Даргомыжского от романтизма к критическому реализму. Создание новых жанров в области оперы и камерной вокальной музыки. Отражение новых тенденций общественной жизни, тяготение к социальной тематике и психологизму, интерес к драматическим сюжетам и образам. Психологическая наблюдательность, конкретность бытовых подробностей. Воссоздание в музыке интонаций речи и через них социально-психологического профиля героя как существенная черта творческого метода А.С. Даргомыжского. Преимущественный интерес композитора к музыке со словесным текстом. Соотношение слова и музыки, вокальной и инструментальной партий. Первостепенное значение декламационности, новаторство в области речитатива, изобразительные приемы. Традиционный в целом характер гармонии, постоянное использование типовых европейских форм (свободных, смешанных, контрастно-составных) при тяготении к сквозному строению. Городская песня и бытовой романс как основа музыкального языка А.С. Даргомыжского. Основные произведения композитора.
Оперное творчество. Ведущая роль лирико-драматического жанра. Понимание оперы как драмы, высокая степень подчинения музыки действию, его быстрый темп и конфликтный характер. Постепенное преодоление «номерной» композиции. Развитие и изменение образов как один из основных принципов драматургии. Ясно выраженная связь с традициями в ранних произведениях и гораздо меньшее их влияние в последующем творчестве.
«Русалка» – лирико-психологическая бытовая драма на социальной основе. Истоки этого жанра. История создания и сценическая судьба. Оригинальная трактовка народных хоровых сцен. Приемы индивидуальных характеристик Наташи и Мельника, развитие их драматических образов. Роль конфликтных психологических сцен, закономерности их строения. Новаторство А.С. Даргомыжского в области оперной формы, речитатива.
Значение «Русалки» и «Каменного гостя» в истории русской оперы.
Камерное вокальное творчество. Разнообразие тематики. Характер поэтических текстов, поэты, к которым обращался композитор. Сатирические и обличительные образы, острота характеристик, психологизм, юмор. Традиционные и новые жанровые разновидности: русская песня, лирический романс, элегия, испанский романс, восточный романс, драматический монолог, комическая песня, драматическая песня, фантазия и др. Развитие традиций городского музыкального быта. Особенности трактовки формы, роль речевой интонации и речитатива. Значение камерного вокального творчества А.С. Даргомыжского в истории русской музыки.
- Л.Н. Высоцкая в.В. Амосова
- История
- Музыкального искусства
- (Учебное пособие)
- Предисловие
- Глава I история зарубежного музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древнего мира и
- Средневековья
- § 2. Музыкальная культура и искусство эпохи Возрождения и эпохи барокко
- § 3. Музыкальная культура и искусство эпохи Просвещения
- § 4. Художественные принципы венской классической школы
- § 5. Романтизм как художественно-стилистическое направление в искусстве XIX века. Проблемы романтического стиля
- § 6. Французская и итальянская музыкальная культура первой половины XIX века
- § 7. Польская и венгерская музыкальная культура XIX века
- § 8. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX века
- § 9. Французская музыкальная культура второй половины XIX века
- § 10. Итальянская музыкальная культура XIX века. Итальянский оперный веризм
- § 11. Музыкальная культура Чехии, Норвегии и Финляндии второй половины XIX века
- § 12. Французский музыкальный импрессионизм. Проблемы стиля
- § 13. Австро-немецкий симфонизм на рубеже XIX-XX веков. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
- § 14. Музыкальная культура Испании, Венгрии, Чехии и Словакии конца XIX – первой половины XX века
- § 15. Американская музыкальная культура конца XIX – первой половины XX века
- § 16. Музыкальная культура и искусство Англии, Франции, Италии и Польши конца XIX – начала XX века
- § 17. Музыкальная культура ближнего Зарубежья
- Глава II история русского музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древней Руси
- § 2. Музыка XVII-XVIII веков
- § 3. Музыкальная культура России первой половины XIX века
- § 4. Русская классическая музыкальная школа: становление и развитие
- § 5. Музыкальная жизнь России 1850-1870-х годов
- § 6. «Могучая кучка»
- § 7. Музыкальная культура России второй половины XIX века
- § 8. Музыкальная жизнь России 1880-1890-х годов
- § 9. Музыкальная культура России конца XIX – начала XX веков
- § 10. Русское музыкальное искусство первой половины XX века
- § 11. Русское музыкальное искусство второй половины XX века
- Глава III
- 1.2. История русского музыкального искусства
- § 2. Темы рефератов
- 2.1. История зарубежного музыкального искусства
- 2.2. История русского музыкального искусства
- § 3. Музыкальные произведения для изучения по истории зарубежного музыкального искусства
- § 4. Музыкальные произведения для зучения по истории русского музыкального искусства
- § 5. Примерные планы анализа стилей и жанров (Для самостоятельной работы студентов, подготовки к семинарам и контрольным работам)