logo search
Пл практ зан ИЗРМ (мэи+мэв)

Семинар № 6: Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.

Вопросы:

  1. Идейное содержание и течения русской культуры «серебряного века», его отражение в музыке «традиционалистов» (А.К. Танеев, А.С. Аренский, В.С. Калинников, А.К. Глазунов, А.К. Лядов): направления, жанры, стилистика. Развитие фантастической и лирической сфер музыкального романтизма.

  2. Тенденции культуры «серебряного века» в творчестве композиторов нового поколения (А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев).

  3. Фортепианная миниатюра в русской музыке второй половины XIX – начала XX века (на примере произведений С.В.Рахманинова).

  4. Возрождение классицистских традиций в творчестве С.И. Танеева (симфония № 4 с-moll, кантата «Иоанн Дамаскин»).

  5. Представители «духовного ренессанса» и их стилистика (С.В. Смоленский, С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов, А.Д. Кастальский, П.Г. и А.Г. Чесноковы и др.).

Темы докладов и электронных презентаций:

  1. Идея А.Н. Скрябина о преобразовании мира средствами искусства и ее реализация в творчестве композитора.

  2. Символизм в симфонических картинах А.К.Лядова.

Музыкальные произведения для слушания и викторины:

    1. Танеев А.К. Симфония № 4 (с-moll). Кантата «Иоанн Дамаскин». Романсы «В дымке-невидимке», «Когда, кружась, осенние листы», цикл романсов ор. 26 «Иммортели».

    2. Аренский А.С. Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром.

    3. Калинников В.С. Симфония № 1 (g-moll).

    4. Глазунов А.К. Симфонии № 5 (B-dur), № 6 (c-moll). Концерт для скрипки с оркестром (a-moll). Балет «Раймонда».

    5. Лядов А.К. «Восемь русских народных песен» для оркестра. Симфонические миниатюры «Баба-яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». Симфоническая поэма «Апокалипсис».

    6. Гречанинов А.Т. «Литургия св. И.Златоуста».

    7. Кастальский А.Д. Духовная музыка «Литургия св. И.Златоуста», «Всенощное бдение».

    8. Метнер Н.К. Соната g-moll, «Сказка» f-moll.

    9. Чесноков П.Г. Духовная музыка: «Херувимская песнь», «Милость мира. Тебе поем», «Да молчит всякая плоть», «Ангельский собор». «Литургия св. И. Златоуста».

Литература

  1. Асафьев Б. Статьи о Лядове //Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 2. М., 1954.

  2. Бернандт Г. Танеев. Монография /Под ред. Н. Юденич. М., 1983.

  3. Запорожец Н. А.К. Лядов. Жизнь и творчество. М., 1954.

  4. Мартынов И.И. О музыке и ее творцах /Сб. статей. М.: Сов. композитор, 1980. Статьи: Три этюда о Скрябине. Зов космоса – с.119–132.

  5. Михайлов М. А.К. Лядов. М., 1961.

  6. Михайлов М. Анатолий Константинович Лядов. Очерк жизни и творчества. М., 1961.

  7. Рапацкая Л.А. История русской музыки: от Древней Руси до «серебряного века». М.: Владос, 2001.

  8. Русская музыка и ХХ век: русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века /Ред. М.Арановский. М., 1997

  9. Русская музыкальная литература /Ред. А.Н. Крючков. Вып. 4, М.: Музыка, 1980.

  10. Русская музыкальная литература /Ред. М.К. Михайлов, Э.Л. Фрид. Вып. 4, М.: Музыка, 1969.

  11. Савенко С.И. С.И. Танеев. М., 1985.

  12. Хопрова Т. Сергей Иванович Танеев. Л.: Музыка, 1980. С. 5460.