logo search
gotovaya_roschenko

27.Творческий путь Баха. Проблемы периодизации его наследия.

Этапы творческого пути:

21 марта 1685 г.

Родился в Эйзенахе

1693 г.  

Поступает в церковную школу 

1695 - 1700 гг.

После смерти обоих родителей Бах переезжает в Ордфур к брату 

1700 –1702 гг.  

Учеба в школе при церкви Св. Михаила (Люнебург) 

1703 –1707 гг. 

Служит церковным органистом в Арнштадте 

1707 г.  

Работает органистом в церкви Св. Власия в Мюльхаузене 

1708 г. 

Начинается Веймарский период жизни Баха, который принято так же считать началом его творческого пути. Здесь он пишет пьесы для органа и клавесина 

1717 –1723 гг.  

Служит придворным капельмейстером при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского (Кетен) 

1723 –1750 гг. 

Лейпцигский период. Здесь были написаны «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокую мессу», «Величальную ораторию», мессу си минор, «Рождественскую ораторию» 

28 июля 1750 г.  

 Скончался в Лейпциге

Характеристика творческого стиля И. С. Баха.

И. С. Бах (1685 - 1750) – крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли о музыке. Искусство великого творца приобщает к общезначимому, вневременному и к тому, что заложено в тайниках души человеческой и вызывает у слушателей немедленный отклик, пробуждая в них неизведанные ими самими дотоле нравственные силы. «Бах почти заставляет меня поверить в Бога», - сказал Роджер Фрай.

Будучи последним, наряду с Генделем, великим композитором эпохи Барокко, Бах пролагает пути к музыкальному классицизму. Стали популярными слова Бетховена: «Его нужно звать не Бах (по-немецки «ручей»), а море!».

Бах был глубоко религиозен. Библия всегда оставалась его настольной книгой. В начале своих сочинений он обычно проставлял обращение – «Иисусе, помоги», а в конце – «Всевышнему одному слава».

Многим музыка Баха кажется чересчур серьёзной, даже сумрачной. Однако композитор-философ был вместе с тем любителем весёлой шутки. Страницы, полные скорби и трагедии, сменяются в его сочинениях эпизодами юмора, радости, бурного восторга. Часто Баха считают также академически сухим, чрезмерно рассудочным. Но рационализм, строгая самодисциплина сочетается у композитора с эмоциональностью, логика – со свободной фантазией.

Бах – ярко национальный художник, соединивший традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ.

Творчество Баха – музыканта-универсала – отличается всеохватностью жанров (все жанры, кроме оперы):

Органные произведения: прелюдии и фуги (18), токкаты и фуги (5), фантазии и фуги (3), хоральные прелюдии (46), 6 органных концертов, Пассакалия c-moll и др.

Клавирные произведения: маленькие прелюдии и фуги, 15 двухголосных инвенций и 15 трёхголосных инвенций (симфоний), 6 английских сюит, 6 французских сюит, 6 партит, Хроматичекая фантазия и фуга, «Хорошо темперированный клавир», Итальянский концерт, Гольдберговские вариации, «Каприччио на отъезд возлюбленного брата».

Оркестровые произведения: 6 Бранденбургских концертов, 5 сюит, 7 инструментальных концертов для клавира с оркестром, 3 концерта для скрипки с оркестром, камерные сочинения.

Вокально-инструментальные произведения: Высокая месса h-moll, Магнификат, Страсти по Матфею, Страсти по Иоанну, «Рождественская» и «Пасхальная» оратории, около 300 духовных (сохранилось 199) и 24 светских кантаты.

Сочинения без указания исполнительского состава: «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги».

Жизненный и творческий путь И. С Баха.

Детские и отроческие годы

Бах родился в 1685 г. в Эйзенахе. Он принадлежал к разветвленному немецкому роду, подавляющее большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами, служившими в разных городах Германии. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца (игра на скрипке и клавесине). В 9 лет Бах остался круглой сиротой и был взят на воспитание к старшему брату Иоганну Кристофу, служившему церковным органистом. В 1700-03 учился в школе церковных певчих в Люнебурге. К этим же годам относятся и первые композиторские опыты Баха — произведения для органа и клавира.

Годы странствий (1703-08)

После окончания учебы Бах был занят поиском работы. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира. Известнейшее сочинение той поры — «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» (1704).

Веймарский период (1708-17)

Получив в 1708 место органиста и придворного музыканта у герцога Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Эти годы стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные прелюдии, органная токката и фуга ре-минор, пассакалия до-минор. Композитор писал музыку для клавира, духовные кантаты (более 20). Используя традиционные формы, например, протестантский хорал, он доводил их до высочайшего совершенства.

Кетенский период (1717-23)

В 1717 Бах принял приглашение на службу герцога Кетенского. Жизнь в Кетене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене любимый инструмент Баха – орган – отсутствовал, и Бах сочиняет исключительно клавирную и ансамблевую музыку. В Кетене были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник «Хорошо темперированный клавир» — 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного клавира», также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях. Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей. В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен.

Лейпцигский период (1723-50)

В 1723 состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение). Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Художник достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная вокально-инструментальная музыка: кантаты (сохранилось около 200), «Магнификат» (1723), мессы (в том числе бессмертная «Высокая месса» си-минор, 1733), «Страсти по Матфею» (1729), десятки светских кантат (среди них — комические «Кофейная» и «Крестьянская»), произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл «Ария с 30 вариациями», так называемые «Гольдберг-вариации», 1742).

В 1747 Бах создал цикл пьес «Музыкальные приношения», посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой стало произведение под названием «Искусство фуги» (1749-50) — 14 фуг и 4 канона на одну тему.

Судьба творческого наследия

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу.

Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.

Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине «Страстей по Матфею» (организованное Ф. Мендельсоном-Бартольди). В 1850 году в Лейпциге было создано «Баховское общество», стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).