logo search
3

29. Русская культура II половины XIX века

Тема урока: 29.1. Развитие русской архитектуры (историзм, эклектика) — 2 урока.

Задания:

  1. Как вы думаете, почему именно городские постройки становятся архитектурным идеалом во второй половине XIX века?

  2. Подумайте, существуют ли в вашем родном городе постройки, в которых архитектор пытался воплотить не внешние формы какого-либо из исторических стилей, а “дух стиля”?

  3. Нравятся ли вам улицы, которые сформированы домами, построенными в разных стилях? Представьте себя живущим на такой улице. Будет ли это разностилье влиять на ваше настроение, на ваше восприятие мира? Каким образом?

  4. Что, по-вашему, рождает чувство уюта в архитектурном сооружении? Опишите дом, который, как вам кажется, будет “совершенством уюта”?

  5. Попробуйте четко сформулировать, какую информацию стремиться передать нам архитектура, воспринимаемая, как Ћлетопись мираЛ?

  6. Попробуйте в вашем родном городе найти сооружения, где четко проявляется “умный выбор” архитектора и сооружения, где виден “глупый выбор”?

Тема урока: 29.3. Жанр бытовой картины в живописи (П. Федотов) — 2 урока.

Задания:

  1. Какие общие тенденции вы можете найти в русской литературе первой половины XIX века и творчестве П. Федотова?

  2. Попробуйте вспомнить героев литературных произведений, которые могли бы оказаться в ситуации картин “Сватовство майора” или “Свежий кавалер”.

  3. Внимательно рассмотрите картину П. Федотова “Игроки”. Какие общие художественные приемы используют П. Федотов и Н. Гоголь для передачи схожих сюжетов?

  4. Как вы думаете, что объединяет (по идеям) федотовских “Игроков” и “Пиковую даму” А. Пушкина?

  5. Картина П. Федотова “Анкор, еще анкор!” и бардовские песни В. Высоцкого. Какие общие черты русской жизни выражают эти явления мира искусства?

Тема урока: 29.4. Академизм и антиакадемизм в русской живописи. “Передвижники” — 3 урока.

Задания:

  1. Попробуйте сравнить полотно “Последний день Помпеи” К. Брюллова и гравюру “Четыре всадника” А. Дюрера. Какое из них кажется вам более апокалиптичным? Почему?

  2. Попробуйте сравнить полотна “Битва Александра с Дарием” Альтдорфера и “Явление Христа народу” А. Иванова. Какое общее мироощущение пытаются передать художники? Что их различает?

  3. Попробуйте объяснить тот факт, что евангельские сюжеты художники многих видов искусства воплощают не одну тысячу лет, а обличительные сюжеты, изображающие “зло жизни России”, художники исчерпали за несколько десятилетий?

  4. Вспомните, в какие периоды художники начинают писать портреты интеллигенции своей страны? Что, в связи с этим можно сказать о России второй половины XIX века?

  5. Чем Христос А. Иванова отличается от Христа И. Крамского?

  6. Вспомните икону А. Рублева “Христос-Пантократор” из Звенигородского чина. К какому из образов Христа он ближе — к образу А. Иванова или к образу И. Крамского? Почему?

Тема урока: 29.5. Разнообразие жанров в русской живописи: маринизм, портрет, пейзаж, батальный жанр, исторический жанр — 3 урока.

Задания:

  1. Кого бы из “старых мастеров” вы бы назвали главным учителем Н.Н. Ге? Почему?

  2. Подумайте, чем отличаются “Давид” Микеланджело и Иисус с картины “Что есть истина?” Н. Ге в предкризисной ситуации? А что в них общего?

  3. Попробуйте сформулировать, что общего у портретов Н. Ярошенко с искусством скульптуры?

  4. Как вы думаете, что еще, кроме экзотики, заставляет романтиков интересоваться Востоком?

  5. К какому жанру живописи вы отнесли бы “Апофеоз войны” В. Верещагина? А “Портрет Победоносцева” И. Репина?

  6. Подумайте, почему картина И. Репина “Бурлаки на Волге”, написанная предельно реалистично, очень скоро становится символом русского народа? Какая музыка ассоциируется у вас с этим полотном?

  7. Попробуйте сформулировать те национальные черты, которые получили воплощение на полотнах И. Репина “Бурлаки на Волге” и “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.

  8. Как решают вопрос о роли личности в истории И. Репин и В. Суриков? Какое из решений ближе сегодня вам? Почему?

Тема урока: Русский городской и профессиональный романс — 2 урока.

Задания:

  1. Как вы думаете, любую ли песню о любви можно назвать романсом?

  2. Подумайте, что общего между любовной лирикой трубадуров и русским романсом? А в чем различие?

  3. Попробуйте нафантазировать (описать, нарисовать, слепить) скульптурные группы с названиями: “Академизм”, “Романтизм”, “Романс”.

  4. Вслушайтесь внимательно в русские романсы. Что такого особого в этом неприхотливом произведении, что позволяет ему, из чисто любовной лирики, перерасти (в профессиональной сфере) в философско-психологическую исповедь?

  5. В профессиональном романсе важной является проблема взаимодействия текста и музыки. А есть ли подобная проблема в живописи? В чем она здесь выражена?

  6. Попробуйте обнаружить черты романса в известных вам современных песнях. А если прислушаться к песням всего XX века, то можно ли среди них найти романсы?

Тема урока: Разнообразие интересов композиторов “Могучей кучки” (сказочные и сатирические оперы Н. Римского-Корсакова, исторические драмы М. Мусоргского, симфонии А. Бородина) — 3 урока.

Задания:

  1. Выпишите по пунктам все черты сходства в деятельности и произведениях композиторов “Могучей кучки” и художников “Передвижников”. Попробуйте в картинах “передвижников” найти героев опер композиторов “Могучей кучки”.

  2. Сравните произведения Э. Делакруа и А. Бородина. Что характерно русского вы видите в идеях и технике А. Бородина?

  3. Кого из композиторов “Могучей кучки” можно назвать “русским Вагнером”? Попробуйте ответить на этот вопрос с точки зрения звучания оркестра и с точки зрения драматургического развития в операх.

  4. Что объединяет “Картинки с выставки” М. Мусоргского и “Капричос” Ф. Гойи? А что отличает эти циклы от живописных серий У. Хогарта?

  5. Можно ли композиторов “Могучей кучки” назвать романтиками? Почему?

  6. Как вы думаете, возможно ли решать нравственные вопросы с помощью чисто инструментальной музыки?