logo search
katolicheskaya_muzyka

3.2. Музыкальная форма

«Tristis est anima mea» является произведением строгого стиля. В нём изображается возвышенность, духовность.

Также как и в мадригалах она зависит от текста. Принципом формообразования является вариационность.

Произведение состоит из трех эпизодов. Эпизоды сходны по размеру и музыкальному развитию, что объясняется характером произведения, который объединяет предложения в единое целое. Произведение имеет печальный, скорбный, мрачный характер. Воплощению этого способствует гармоническая фактура, где все хоровые партии объединяются одной музыкальной мыслью. В рассматриваемом хоре проникновенность, яркость. Выразительность мелодии связана с волнообразной линией спадов и взлётов, спокойным ритмом, ясностью гармонии.

1й эпизод: Начинается c D c в тональности a-moll и заканчивается в параллельной тональности С-dur. В дальнейшем в результате драматургического развития утверждается тональность C-dur.

2й эпизод: состоит из трех предложений. Первое начинается со слов «Sustinete…», идет развитие первого эпизода. Начинается с Т в тональности

С-dur, заканчивается на D в той же тональности. Второе предложение начинается со слов «Nunc videbitis…», в нем проходит сиквенционный ход. Первая секвенция начинается с Т в тональности С-dur, затем переходит в доминантову построению предш. Кад кварт секст аккорд с задерж.искомую тональность a-moll, заканчивается на D.

3й эпизод: состоит из предложения и двух коденций. За фразой состоящей из ст.тактов следуют два каденционных .построения. Они отличаются ритмом и каденциями. Первая каденция не совершенная. Вторая каденция переходит в родную тональность, К64 - D – T с задержанием.