logo search
gotovaya_roschenko

47. Творческий облик Бетховена.

Музыка должна высекать огонь из людских сердец».

Основное событие этой эпохи – Французская буржуазная революция 1789 г. Она выдвинула в мир новые идеи: всеобщая свобода, равенство и братство. Эти идеи невозможно было осуществить, но влияние их на людей в то время было очень велико. Люди верили, что эти лозунги французской революции можно воплотить в жизнь.

Излюбленная и самая популярная тема в литературе и искусстве того времени – показать драматизм борьбы и её итог: радость достигнутой победы. Бетховен страстно верил в осуществление идеалов французской революции. Главным содержанием его музыки становится призыв к действию, героическая борьба, победа добра над злом. 

Сама жизнь Бетховена – это постоянная напряжённая борьба с жизненными невзгодами, главная из которых - глухота, которая обрекала его на одиночество. Но и в самые трагические моменты своей жизни Бетховен создавал глубоко оптимистичные произведения, девиз которых: «Через тернии - к звёздам, через борьбу – к победе». Жизнь в представлении Бетховена – борьба, она прекрасна напряжением воли и радостью достижений. Её цель – завоевание счастья для всего человечества. События приобретают грандиозные масштабы, чувства – эпический размах. 

Прогрессирующая глухота наложила неизгладимый отпечаток на и без того вспыльчивый характер композитора. Хронические сильные боли в животе отравляли ему жизнь на протяжении тридцати лет, доводя до мыслей о самоубийстве (свидетельством тому может служить т.н. Хайлигенштадское послание братьям Карлу и Иоганну). Кроме того, ряд описанных симптомов и особенностей поведения позволяет современным психиатрам сделать предположение о том, что Бетховен страдам биполярным расстройством психики. В то же время, у него был круг очень близких друзей, к которым он был искренне сердечно привязан. Во многом именно благодаря этим многолетним дружеским связям Бетховен не был одинок в последние, самые тяжелые месяцы своей жизни. По воспоминаниям современников Бетховен пренебрежительно относился к социальным статусам и авторитетам. Он обрывал выступление, если публика в зале начинала шушукаться и отвлекаться от представления, а на званом вечере мог отказаться музицировать, если ему заблаговременно не было сделано такое приглашение. Во избежание разногласий и недоразумений эрцгерцог Рудольф однажды объявил, что обычные правила этикета светских раутов не распространяются на Людвига ван Бетховена.Бетховен был приверженцем идеалам Просвещения. В 1804-м году, когда имперские амбиции Наполеона стали в полной мере очевидны, композитор разорвал титульный лист Третьей симфонии и вымарал со страницы имя Бонапарта с такой яростью, что проделал дырку в листе партитуры. Он переименовал произведение, назвав симфонию «Героической, созданной как знак памяти о великом человеке» и перепосвятил ее своему патрону, князю Йозефу Францу фон Лобковитцу, во дворце которого было впервые исполнено это произведение.

Бетховена называют одним из трех «Больших Б» (Бах, Бетховен, Брамс) – композиторов, сформировавших лицо классической европейской музыки. В то же время, творчество Бетховена является поворотной точкой от классицизма 18-го века к романтизму 19-го, а его влияние на творчество нескольких поколений европейских композиторов невозможно переоценить. Два произведения мастера – Пятая симфония и Струнный квартет №13 записаны в фонографической капсуле Золотой пластинки космического аппарата Voyager, отправленного навстречу внеземным цивилизациям за пределы Солнечной системы.

Бетховен сочинял музыку в нескольких музыкальных жанрах и для разных комбинаций музыкальных инструментов. В числе его произведений для симфонического оркестра насчитывается девять симфоний (Девятая симфония также включает партию хора) и несколько десятков произведений разных музыкальных форм. Он написал семь концертов и четыре произведения малой формы для солирующего инструмента и оркестра. Единственная опера Бетховена – Фиделио, но помимо нее были созданы две мессы с оркестровым сопровождением и множество коротких вокальных произведений.

Архив сочинений для фортепьяно насчитывает 32 сонаты и множество произведений короткой формы, включая аранжировки произведений для других инструментов. Помимо этого композитором было написано 10 сонат для скрипки и фортепиано, 5 сонат для виолончели, соната для валторны и десятки песен.

Творческое наследие Бетховена невозможно представить без камерной музыки: помимо шестнадцати струнных квартетов и пяти струнных квинтетов он написал семь фортепианных и пять струнных трио и больше десятка сочинений для духовых инструментов.