logo search
Звукозапись - Мастеринг

Запись хора

Раздел: Запись и сведение. Метки статьи: Вокал, Запись

В мире полно самых разнообразных хоров. Есть много видов хоровой музыки, и много разных площадок для выступлений, так что нет единого универсального способа записи хора. Каждый конкретный случай будет в чем-то уникален и будет требовать разного подхода. Кроме того, хоровая музыка, одна из самых сложных для записи, и может обнаружить всё несовершенство оборудования или звукорежиссера.

В первую очередь необходимо найти подходящее акустическое пространство, в котором будет производиться запись.

В случае с традиционными хорами, лучше всего не изобретать велосипед, а использовать простую микрофонную стереопару, и, возможно, несколько выносных микрофонов, если ситуация того требует. Это означает, что акустика помещения критически важна, так что выбор правильной позиции для записи – это первоочередная задача звукорежиссера.

С другой стороны, если у вас есть доступ к студии, вы можете попробовать записать хор там. Но место будет ограниченно, и придется разбивать хор на группы. Конечно, музыкантам это не очень понравится, и, даже если они согласятся, придется на каждого надеть наушники. С другой стороны, вы сможете, панорамировать отдельные части по-разному, а также добавить стерео-реверберацию, что предоставит вам больший контроль над финальным результатом.

Но все-таки лучше записывать хор вживую. Вокруг полно отлично звучащих церквей и залов. Хотя иногда бывает довольно трудно найти место, достаточно отдаленное от уличного движения, футбольных стадионов и других шумов. Всегда следует помнить о том, что, если вы записываете церковный хор, то нужно вести запись с более близкого расстояния, иногда даже используя индивидуальные микрофоны, так что акустика помещения в данном случае не столь критична. Тем не менее, хорошая акустика помещения уменьшает окраску звука при записи и помогает хору хорошо исполнять.

Если у вас есть контроль над расстановкой хора, то есть смысл поставить наиболее громких, а также наименее хорошо поющих певцов подальше от микрофонов, либо отрегулировать количество рядов, чтобы изменить ширину хора. Это довольно часто приходится делать со школьными хорами.

Расстановка микрофонов зависит от акустики, доступного оборудования и личных предпочтений звукорежиссера. Например, можно использовать систему ORTF (кардиоиды, развернутые под углом 110 градусов и разнесенные на 17 см друг от друга), или связанную стереопару восьмерок – если акустика позволяет. Микрофоны с маленькой диафрагмой в общем случае лучше подходят для записи хора, так как они меньше страдают окрашиванием звука на краях оси, а этого при записи хора будет много. В случае большого хора, добавление общего выносного микрофона может помочь увеличить пространственное ощущение от записи (особенно при использовании связанной пары). Также можно использовать выносные микрофоны, установленные сзади от хора, чтобы увеличить реверберационный эффект, если помещение слишком сухо звучит. Если есть аккомпанирующий инструмент, например, фортепиано или орган, обычно необходимо добавить ещё один или два точечных микрофона, для лучшей фокусировки звука, но смотрите не перестарайтесь.

Также для записи хора можно использовать разнесенные кардиоиды (или микрофоны со сферической диаграммой направленности, если акустика помещения достаточно хороша). Кардиоиды можно разнести примерно на половину ширины хора и установить их на стойки хотя бы на метр выше верхней границы хора (конечно, если высота потолков позволяет это сделать). Это дает относительно ровное покрытие для хоров, в которых более двух рядов, а также гарантирует, что певцы с краев не потеряются. Расстояние между хором и микрофонами должно быть отрегулировано так, чтобы давать хороший баланс между прямым и отраженным звуком, хотя можно и перестраховаться, пододвинув микрофоны поближе и оставив возможность применения искусственной реверберации при дальнейшей обработке.

Всегда лучше записывать без применения эквалайзеров и компрессоров. Это просто не нужно, а если уж нужно, то делать это лучше только в хорошо знакомых помещениях. Всё зависит от сложности работы и поставленных задач, однако лучше или записывать каждый микрофон на отдельную дорожку, чтобы производить сведение потом, либо уж сразу записывать стереопарой, без расчета на дополнительное вмешательство.

При записи хора надо всегда оставлять достаточно большой запас по громкости. Не только из-за того, что динамика может сильно меняться, но также по причине того, что взаимодействие гармонических составляющих может давать биения и пики. При записи в 24 бита нет никакой проблемы с шумовым порогом, так что не бойтесь вести запись на невысоких уровнях, оставляя 10 – 15 децибел в запасе.

Аудио редакторы

Аудио редактор, или волновой редактор — программа, включающая в себя набор инструментов, которые позволяют редактировать звуковые файлы на компьютере. Редактор позволяет работать со звуком в зависимости от набора инструментов и его возможностей. Наиболее известные аудиоредакторы Adobe Audition (в прошлом Cool Edit Pro), Sound Forge, WaveLab, Audacity, Wavosaur, GoldWave, MhWaveEdit и др.

Функции аудио редактора

Пример сигналограммы стереодорожки в аудиоредакторе

Функции аудиоредакторов могут отличаться в зависимости от их предназначения. Самые простые из них, зачастую свободно распространяемые, имеют ограниченные возможности по редактированию звука и минимальное количество поддерживаемых аудиоформатов. Профессиональные пакеты могут включать многодорожечную запись, поддержку профессиональных звуковых плат, синхронизацию с видео, расширенный набор кодеков, огромное количество эффектов как внутренних, так и подключаемых - плагинов.

Отображение звукового сигнала

Звуковые данные графически представляются в виде последовательности отсчетов, которые объединены одной огибающей, соответствующей амплитуде звукового сигнала, называемой сигналограммой. Окно программы с графическим изображением такой сигналограммы называется треком или звуковой дорожкой. Обычно редакторы позволяют изменять масштаб отображения дорожки, с возможностью менять как временное разрешение (горизонтальная ось), так и разрешение амплитуды звука (вертикальная ось). Наиболее продвинутые редакторы позволяют просматривать и изменять данные с точностью до одного отсчета. Также возможно представление звуковой дорожки в виде спектрограммы. В таком случае по вертикальной оси откладывается частота сигнала в Герцах, а интенсивностью или цветом отображается амплитуда сигнала. Подобное представление сигнала удобно для определения провала в частотном диапазоне, например для выявления последствий сжатия файла.

Запись и воспроизведение

Первые аудиоредакторы поддерживали запись, редактирование и воспроизведение только одной стереодорожки, то есть содержали две монодорожки с сигналами левого и правого каналов фонограммы. Но развитие мощностей ПК позволило производить одновременную запись сразу с нескольких входов многоканальной звуковой платы. Такие редакторы называются многодорожечными. При последующем воспроизведении в таком редакторе возможно производить сведение нескольких звуковых дорожек в одну моно или стереодорожку, или создавать многоканальную фонограмму, например, с целью подготовки сопровождения к кинофильму с объёмным звуком. Также одной из функций может быть подготовка и запись CD, DVD-Audio.

В основном в аудиоредакторе запись ведется без сжатия аудиоданных, для сохранения максимального качества звука. Однако, существуют программы, позволяющие производить запись со сжатием "на лету", для экономии места носителя или устранения лишних операций.

Помимо возможности записи с внешних источников, как правило, в аудиоредакторе имеется встроенный генератор простейших тонов, различных видов шума (например, белого и других цветовых шумов) и тишины.

Преобразование звука

Основное предназначение аудиоредактора - это преобразование аудиосигнала. Большинство видов преобразований звука пришли из эры аналоговой звукозаписи, однако некоторые из них стали возможны только с применением цифрового представления аудиоданных.

Наиболее распространенными являются:

Как правило, функции аудиореадктора возможно расширить, благодаря использованию подключаемых модулей - плагинов. Они могут содержать один или несколько эффектов и превосходить по качеству обработки или количеству настраиваемых параметров встроенные инструменты обработки.

Анализ звука

Для анализа звука могут применяться различные средства:

Запись и редактирование MIDI

Помимо работы с записанными реальными звуками, аудиоредактор может использоваться для создания музыкальных произведений при помощи MIDI-технологий. При воспроизведении таких записей могут подключаться как встроенные банки инструментов звуковой платы, так и внешние. Аудиоредакторы, которые применяются исключительно для работы с MIDI, называются секвенсором.

Программы - аудиоредакторы

В настоящее время существует огромное количество компьютерных программ-аудиоредакторов для большинства популярных операционных систем. Часть редакторов звука универсальны, другие обладают ограниченной функциональностью и предназначены для решения только узкоспециализированных задач, таких как:

и т.п.

Некоторые мультимедийные программы, сочетают в себе функции редактора звука, редактора видеоряда и/или записи результата на CD диск (CD-RW) или DVD диск и т.п.

Среди аудио-редакторов встречаются как проприетарные программы, так и свободные, а также программы с открытым исходным кодом. Первые в большинстве своём требуют для использования приобретения платной лицензии (особенно профессиональные решения), другие распространяются бесплатно и без каких-либо ограничений.

Универсальные

Специализированные

Грабберы

Редакторы формата MP3

Редакторы звукоряда в видео