42. К.Ф.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика».
Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, — 15.11.1787, Вена), австрийский композитор. Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей был крупнейший чешский органист и композитор Б. Черногорский. Г. занимался пением и игрой на многих инструментах (орган, клавесин, скрипка, виолончель). Совершенствовался в Вене. В 1737—45 жил в Италии, где занимался под руководством Дж. Саммартини. В 1741 оперой «Артаксеркс» (либретто П. Метастазио) дебютировал как оперный композитор. Эта и последующие итальянские оперы Г. имели большой успех. В 1745—46 в Лондоне Г. познакомился с ораториями Г. Ф. Генделя, а затем в Париже с операми Ж. Ф. Рамо. В конце 40-х гг. в качестве капельмейстера итальянской оперной труппы посетил ряд европейских городов (Гамбург, Копенгаген, Прага и др.). С 1750 Г. надолго поселился в Вене, где в 1754 получил должность придворного капельмейстера. Наряду с итальянскими операми с 1758 создавал оперы на французские комедийные тексты (Ш. Фавара и др.): «Остров Мерлина», «Осажденная Цитера», «Наказанный пьяница», «Одураченный кади», «Пилигримы в Мекку» и др. В 1761 Г. в содружестве с балетмейстером Г. Анджолини создал балет «Дон Жуан», отличавшийся от современных ему произведений большим драматизмом. С Веной связано начало оперной реформы Г., которая осуществлялась им совместно с либреттистом Р. Кальцабиджи. За первой реформаторской оперой «Орфей и Эвридика» (1762) последовали «Альцеста» (1767) и «Парис и Елена» (1770). Г. в корне изменил трактовку оперного жанра. В традиционных мифологических сюжетах Г. прежде всего выявлял глубокое идейное содержание, подчёркивал гражданственные идеи (подчинение личного общественному, самопожертвование для блага государства). Завершение реформы произошло в Париже, куда Г. переехал в 1773. Здесь он поставил оперу «Ифигения в Авлиде» (либретто Ф. дю Рулле по трагедии Ж. Расина, 1774), в новых редакциях оперы «Орфей» (1774) и «Альцеста» (1776), а также оперы «Армида» (либретто Ф. Кино, 1777), «Ифигения в Тавриде» (либретто Н. Ф. Гийара по Еврипиду, 1779), «Эхо и Нарцисс» (по мифологической сказке, 1779). В 80-х гг. Г. снова жил в Вене, где написал на тексты Ф. Т. Клопштока 7 од и оперу «Битва Германика» (неокончена).
Оперная реформа Г. отвечала передовым устремлениям демократических кругов накануне Великой французской революции. Большую роль в идейной подготовке реформы сыграла деятельность французских энциклопедистов (Ж. Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбера, особенно Д, Дидро) и немецких просветителей (И. Винкельмана, Г. Э. Лессинга). В музыке Г. стремился к наиболее полному раскрытию драматического содержания, не шёл на уступки поверхностным аристократическим вкусам. В предисловии к «Альцесте», явившемся программным манифестом новой оперной эстетики, Г. писал: «Я хотел привести музыку к её истинной цели, которая в том заключается, чтобы дать поэзии больше новой выразительной силы, сделать отдельные моменты фабулы более захватывающими, не прерывая действия и не расхолаживая его ненужными украшениями». Главным достижением композитора явилось подчинение всех компонентов оперного спектакля (сольного пения, хора, оркестра, балета) единому замыслу. В ариях Г. отказался от виртуозных излишеств и внешней помпезности, усилил в речитативных эпизодах декламационную выразительность, повысил роль оркестрового сопровождения. Стремясь преодолеть мозаичность и схематизм номерной структуры оперы, Г. объединял ряд эпизодов, в том числе и балетные номера, в большие сцены, построенные на едином драматическом развитии. Величественное звучание придавал операм хор; композитор усилил значение оркестра, что сказалось на трактовке увертюры, которая, по мнению Г., должна была стать «вступительным обзором содержания». Деятельность Г. в Париже способствовала повышению уровня оперного исполнительства.
Реформа Г. обладала известной ограниченностью; обращение к античности лишало произведение национального своеобразия. В них были созданы отвлечённые образы героев, представавших как воплощение обобщённых идей (супружеской верности, подчинения долгу и т.д.). В операх Г. преобладал общий суровый, возвышенный тон, они были лишены жизненного многообразия ситуаций и характеров.
В реформе Г. подытожены музыкальные достижения многих национальных школ, что способствовало её общеевропейскому значению. Но наибольший резонанс она имела во Франции, где на сторону Г. стали передовые круги во главе с энциклопедистами. Среди сторонников старых традиций возникла оппозиция по отношению к творчеству Г., противопоставившая ему творчество представителя неаполитанской оперной школы Н. Пиччинни. Бурная полемика, развернувшаяся в конце 70-х гг. в Париже по вопросам оперы, получила название «войны глюкистов и пиччинистов». Конечная победа осталась за Г. (влияние Г. испытал и Н. Пиччини), вокруг которого возникла оперная школа (А. Саккини, А. Сальери, И. К. Фогель). Г. оказал значительное воздействие на композиторов эпохи Великой французской революции (Л. Керубини, Э. Н. Меюль и др.). Творчество Г. примыкало к венской классической школе (См. Венская классическая школа) и способствовало формированию стиля В. А. Моцарта и Л. Бетховена. В 19 в. идеи Г. нашли дальнейшее развитие в оперной реформе Р. Вагнера.
Опера в трех действиях Кристофа Виллибальда Глюка на либретто (по-итальянски) Раньеро да Кальцабиджи, основанное на греческой мифологии.
- 1.Музыкальная культура 17ст. Взаимодействие барокко и классицизма.
- 2.Антиномии и метафоры барокко.17 ст. – «Век оперы»
- 3.Оперные школы 17 ст. Специфика концепции жанра взаимодействия.
- 4.Флорентийская камерата и «Drama per musica» ( Джулио Каччини, Клаудио Монтеверди)
- 5.Римская оперная школа 17 века. Особенности, достижения, представители.
- 6. Венецианская оперная школа 17 века. Особенности, достижения, представители.
- 7. Неаполитанская оперная школа. Этапы развития. Историческое значение.
- 8. Алессандро Скарлатти. Формирование жанра «Opera seria».
- 9. Джова́нни Батти́ста Перголе́зи. Утверждение жанра «Opera buffa». (свойства, особенности)
- 10. Эстетика французского классицизма. Жан-Бати́ст Люлли́ и «его» опера.
- 11.Музыкальный театр в Англии. «Маска»(жанр)
- 12. Генри Пёрселл. Опера «Дидона и Эней». Взаимодействие принципов барокко и классицизма.
- 13. Оратория 17 века. (Величайшие имена, школы)
- 14. Органное искусство добаховской эпохи. Джироламо Фрескобальди, Иоганн Па́хельбель, Дитрих Букстехуде.
- (1583 - 1643)
- 15. Клавирное искусство 17- начало 18 века. ( подробный разбор для пианистов)
- 16. Школа английских верджиналистов.
- 17. Школа французских клавесинистов.
- 18. Венецианская, Болонская скрипичная школа.
- 19. Жанры инструментальной музыки в творчестве Арка́нджело Коре́лли, Анто́нио Лючио Вива́льди, Джузеппе Тартини. (Для пианистов : найти в концертах «Basso continuo»)
- 21. Музыкальная культура 18 века. Ее историческое значение. Сущность Просвещения. Просветительство в музыкальном искусстве.
- Инструментальная музыка первой половины 18 в.
- 25. Историческое значение творчества Баха. Тип гения Баха.( в области фортепианной музыки для пианистов) Музыкальное наследие:
- 27.Творческий путь Баха. Проблемы периодизации его наследия.
- 25. Принципы дифференциации творчества Баха.
- 29. Клавирное творчество Баха. Его историческое значение. Хтк
- 30.Органное творчество Баха. Жанр хоральной прелюдии. («Токката и фуга ре минор» и.Т.Д)
- 31. Духовная и светская кантаты в творчестве Баха. («Кофейная Кантата», «Состязание Феба и Пана»)
- 32. Жанр пассионы в творчестве Баха. («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею») (Материалы в книге - Друскин м.С. «Пассионы и мессы Баха»)
- 33. Месса h-moll. Высокая месса Баха.
- История создания
- 34. Бах и Гендель. Сравнительная характеристика. ( Материалы « Русская книга о Бахе» статья «Бах и Гендель»)
- 35.1)Жанр оратории в творчестве Генделя. ( Разобрать любую ораторию)или 2) Инструментальное творчество Генделя. ( вопрос для инструменталистов)
- 36. Мангеймская школа и ее представители.
- 37. Венская классическая музыкальная школа. Ее историческое значение. ( Акцент на ф-но группе. Фортепианная соната и.Т.Д)
- 38. Творческий облик Гайдна.
- Детские годы
- 1749-1759 – Первые годы самостоятельной жизни в Вене
- Период творческой зрелости
- Поздний период творчества.
- 36. «Лондонские» симфонии Гайдна.
- «Лондонские» симфонии
- 40. Жанровые истоки симфонии Гайдна. Ее генезис.
- 41. Оперная реформа Глюка. Этапы развития.
- 42. К.Ф.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика».
- Действующие лица:
- История создания
- 43. Творческий облик Моцарта.( материалы-Энштейн «Личность и творчество Моцарта» Тип гения Моцарта.
- 44. Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» - комическая опера.
- Либретто
- Сюжет, основная проблематика оперы
- Особенности жанра
- Драматургия
- Увертюра
- 1 Действие
- 2 Действие
- Действующие лица:
- История создания
- Либретто
- Содержание
- 45. Особенности симфоний Моцарта. «Симфония №40»
- 46. «Реквием» (Моцарт). История создания. Трактовка жанрового канона.
- История создания
- История создания
- Характеристика жанра
- Исполнительский состав
- Содержание
- Текст реквиема
- 47. Творческий облик Бетховена.
- 48. Периодизация творческого наследия Бетховена.
- 50. Функции жанра в творчестве Бетховена.????????? Место и характер сонатно-инструментальных жанров в творчестве Бетховена Глава №11 книги «История зарубежной музыки — 3»
- 49. Фортепианные сонаты в творчестве Бетховена.
- Фортепианная соната – «творческая лаборатория» Бетховена
- Пианизм Бетховена (пианист - оратор)
- Сонатность как метод мышления
- Оркестровая трактовка фортепиано
- Основное содержание бетховенских сонат
- Обновление сонатного цикла
- 50. Особенности бетховенского симфонизма.( материалы- Соллертинский, и.И. Исторические типы симфонической драматургии, Асафьев «о симфонизме»)
- 51. Симфония № 3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая») – Бетховен.
- Это интересно
- История создания
- 54. Симфония № 5 до минор, op. 67.(Бетховен) История создания
- Сочинение
- Премьера
- Состав оркестра
- Форма[править]
- 55. Симфо́ния № 9 Ре минор, Op. 125 (Бетховен)
- История создания
- Состав оркестра
- История создания
- 52. Жанр увертюры в творчестве Бетховена.
- 53. Бетховен. Опера «Фиде́лио»
- Действующие лица:
- История создания