logo
Индивидуально-авторская трактовка жанра симфонии в творчестве А. Мдивани и Д. Смольского

1.1 Симфония: особенности драматургии и формы

Симфонизм - одно из важнейших достижений человеческого гения в музыке. Как система мышления, а не только как совокупность лучших произведений жанра симфонизма обладает широкими возможностями отражения сущности, потому что позволяет больше обобщённо раскрыть характер жизненных конфликтов, богатый мир чувств, стремится и через художественные образы усвоить социально значимые идеи.

Научное обоснование и обобщение симфония получила в трудах П. Беккера, Б. Асафьева, И. Соллертинского, М. Тараканова, И. Барсовой, М. Арановского. В их трудах определены основополагающие признаки жанра, его композиционно-драматургические закономерности, раскрыта сущность симфонического метода мышления, разработаны критерии дифиренциации типов симфонизма. Формируются новые идеи и подходы к научному осмыслению многомерного художественного феномена - симфония и симфонизм. [5, с.7]

Симфонизм - обобщающее понятие, производное от термина «симфония». В самом широком смысле «симфонизм» - это художественный принцип философско-обобщённого диалектического отражения жизни в музыкальном искусстве. Слово «симфонизм» как производное от «симфония» впервые употребил А.Н. Серов; понятие разработано Ю.В. Асафьевым. В его трактовке симфонизм означает органичную связь и взаимодействие музыкальных образов в их динамичном и непрерывном становлении, преобразования, переходах в качественно новые состояния, диалектике развития от контраста к синтезу, от противоречия к единству. Принципам симфонизма наиболее близко отвечают композиционные закономерностисонатной формы и сонатно-симфонического цикла.

Симфонизм отразил процесс освоения музыкальным искусством и самой диалектики бытия, и диалектических принципов мышления. К наиболее ярким проявлениям симфонизма Асафьев относил симфоническое творчество Л. Бетховена и П. И. Чайковского, а также оперное творчество П.И. Чайковского и Р. Вагнера, где драматургическая роль оркестра велика в собственно музыкальном решении драмы. [2,498]

Симфония - ведущий жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в середине XVIII века. Термин «симфония», возникший в Древней Греции, обозначал в Западной Европе до появления жанра «симфонии» разнообразные вокально-инструментальные композиции, инструментальные полифонические пьесы. Четырёхчастная модель симфонии, утвердившаяся в творчестве венских классиков, состоит из начального allegro в сонатной форме (иногда с медленным вступлением), медленной части, менуэта или скерцо и оживлённого финала. Эта модель с теми или иными изменениями, сохраняла своё значение в течение всего XIX в.

Рождение симфонии было подготовлено также другими жанрами 1-й половины XVIII века - оркестровой сюитой, концертом (Concertogrosso),трио-сонатой, ансамблевой музыкой прикладного назначения. Большую роль в становлении симфонии сыграли Дж. Б. Саммартини, К.Диттерсдорф, Ф.Ж. Госсек, В.Ф.Бах, И.К.Бах, композиторы мангейской школы и ранней венской школы (Г.К. Вагензейль, М.Монн.

Свой классический облик симфония приобретает у представителей венской школы - И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена. Композиторы венской школы предали необычную гибкость и способность воплощать в обобщённой форме разнообразные стороны человеческого бытия. Ими созданы различные типы симфонизма - народно-жанровый, лирико-драматический, героико-драматический, которые впоследствии были развиты и обогащены композиторами-романтиками.

Так, Ф. Шуберт явился создателем лирико-эпического и лирико-психологического песенного симфонизма, традиции которого продолжали А.Брукнер, Г. Малер, П. И. Чайковский. В творчестве Г.Берлиоза, Ф. Листа и Р. Штрауса нашли развитие принципы программного симфонизма, предвосхищённого Бетховена («Пасторальная»).Программная симфония- музыкальное произведение, имеющее определённую, словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатлённое в ней содержание. [4] Ф. Мендельсон, Р.Шуман, И. Брамс стремились к органичному соединению в симфонии романтических и классических традиций.

Из композиторов различных школ большой вклад в развитие жанра внесли К.Сен-Санс, С. Франк, А.Дворжак, русские композиторы. В русской музыке 1-й половины XIX века к жанру симфонии обращались М.Ю. Виельгорский и А. Алябьев, однако расцвет русской симфонии приходится на вторую половину XIX века и связан прежде всего с творчеством А.П. Бородина (создателя эпического симфонизма) и П.И. Чайковского. Их достижения синтезировались и своеобразно развивались М.А. Балакиревым, А.К. Глазунов,С.И. Танеевым, В.С. Калинниковым, С.В. Рахманиновым,А.Н.Скрябиным.

В зарубежной музыке XX в. наиболее значительные сочинения в жанре симфонии были созданы Я. Сибелиусом, А. Оннегером, Д. Мийо, П. Хиндемитом, А. Веберном, Дж.Энеску, Ч. Айвзом, Э. Вила-Лобосом. К выдающимся образцам принадлежат симфонии советских композиторов - Н.Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, и особенно Д. Д. Шостаковича, 15 симфоний которого стали своеобразной музыкальной «летописью» советской эпохи [ 2,499]

Заметное место в музыке XX века занял и родственный жанр симфоньетты - род симфонии. Название указываетна меньшее сравнительно с симфонией время звучания (сокращение масштаба частей в циклической форме) и ограничение состава исполнителей произведений (обычно малый симфонический, камерный оркестры и инструментальный ансамбль).Симфониетта характеризуется простотой музыкального содержания, смягчением драматургии, нередко введением частей с чертами бытового жанра.Первые образцы симфониетты появились в XIX в. (Й. И. Рафф, ор. 188; Н. А. Римский-Корсаков, ор. 31). В XX веке когда наметились тенденции к малым симфоническим формам, к жанру симфониетты обращались М.Регер, П. Хиндемит, Л. Янечек, Б. Бриттен, А. Руссель, Ф. Пуленк, Э. Кшнек, Д. Мийо, У. Пистон, Н.Я. Мясковский, С. С Прокофьев, В.Я Шебалин, М.С. Вайнеберг, К.С. Хачатурян, Б.А. Чайковский. [3,519]

Термин «симфониетты» подразумевается относительно скромный объём, небольшой состав оркестра, простоту и доступность стиля и языка; вместе с тем данное жанровое наименование, помимо действительного компактных и несложных опусов Прокофьева, Хиндемита, Бриттена, Русселя, Пуленка, Пендерецкого, носят крупные партитуры для большого оркестра Регера (1905), Яначека (1926), и Цемлинского (1934). [4,http:www.belkanto.ru]