logo
Индивидуально-авторская трактовка жанра симфонии в творчестве А. Мдивани и Д. Смольского

2.1 Характерные черты, жанровое своеобразие в симфонических произведениях А. Мдивани

Андрей Юрьевич Мдивани - профессиональный композитор. Закончил белорусскую консерваторию по классу композиции А. В.Богатырёва, в 1972 г. - здесь же аспирантуру (руководители А. В. Богатырёв и Н.И.Пейко). С 1929 г. преподаватель минского музыкального училища и Белорусской консерватории. С 1972 г. заведующий музыкальной частью Государственного академического театра им. Я. Купалы в Минске, с 1984 - доцент, с 1993 г. - профессор кафедры композиции Белорусской государственной академии музыки. Член союза композиторов СССР и Беларуси(1971 г.),заслуженный деятель искусств Беларуси (1982 г.) лауреат двух Государственных премий Беларуси в области литературы и искусства (1986,1996 гг.), член Белорусского союза музыкальных деятелей (1995 г.),член Белорусского союза театральных деятелей (2001 г.), лауреат Специальной премии Президента РБ (2008 г.) [6,9]

С именем крупного белорусского композитора современности Андрея Мдивани связаны высокие достижения в области музыкального искусства. Он является автором сценических произведений, симфоний, ораторий, инструментальных и хоровых концертов, хоров, музыки для народного оркестра, камерных произведений.

Ёмкое пространство музыки композитора вбирает целый мир: Восток и Запад, Север и Юг. Важное место в нём отводится разнообразным связям со славянскими и грузинскими интонационными корнями с православным этносом и европейской культурой в целом. Композитор испытывает особый пиетет у античному наследию, к высокой классической поэзии и литературе, а также к истории, философии, белорусской национальной поэтике. Полноты бытия и совершенство мироздания, истоки которых заключены в извечных законах гармонии, составляют содержательную основу его музыки.

Важнейшей чертой стиля композитора является театральность. Её выражением служит тщательно разработанная интонационная драматургия, точно найденные музыкальные характеристики, яркая эмоциональность всего звукового строя. Не случайно дирижёры говорят, что сочинения Мдивани надо не только играть, но и ставить. Во всём строе его музыки очевиден союз чувства и интеллекта, взращённый представлениями композитора о звуковой красоте как истоке гармонии и высокой духовности.[6, 15]

Симфония - один из центральных жанров творчества А. Мдивани. В созданных им за четыре десятилетия композиторской деятельности масштабных симфонических полотнах «всесторонне и полно выявляют себя душа и мысль художника, устремления человеческого духа к красоте и гармонии, глубоко и оригинально раскрывается идея связи времён». Каждая из девяти симфоний композитора (будь то «песни для оркестра» или «Симфония в стиле барокко», «Полоцкие письмена» или «Северные цветы», Симфония-концерт или Хореографическая симфония «Шагрень» и др.) уникальна по замыслу, «имеет своё лицо и свой неповторимый музыкальный язык», индивидуальна в драматургическом, композиционном и жанровом отношении. Звуковой мир каждой из них по-своему отражает неустанный творческий поиск пути обновления, преодоления и преображения исторически сложившейсяжанровой парадигмы симфонии.[11,с.114]

Композитор сказал своё весомое слово во всех важнейших жанрах. В области симфонической музыки он явился основоположником белорусского программного симфонизма, связанного с раскрытием темы истории славянских земель, с деяниями великих белорусских просветителей - Ефросинии Полоцкой, Симеона Полоцкого, Франциска Скорины, с литературными образами поэзии Данте, Овидия, К. Бальмонта, с философской прозой О. де Бальзака. В симфонических концепциях всесторонне и полно выявляют себя душа и мысль художника, устремления человеческого духа к красоте и гармонии, глубоко и оригинально раскрывается идея связи времён.

К симфонии композитор обратился ещё в студенческие годы . Им создано 9 симфонических полотен, и каждое из них имеет своё лицо и свой неповторимый музыкальный язык. Показательными в творчестве А. Мдивани стали его инструментальные симфонии ( Первая, Вторая, Третья, Четвёртая)и симфонии с хором (Пятая, Шестая, Седьмая) обладают неповторимостью образных концепций и композиционно-драматургичесих решений. Обе группы связаны с тенденцией отказа от типовых нормативов жанра и разработкой альтернативных канону моделей.[5, с. 107]

В чисто инструментальной Второй симфонии «Песни для симфонического оркестра» (1971) своеобразие драматургии, композиции, природы тематизма и принципов его развития в решающей степени определены закономерностям народно-песенного искусства. Части симфонии в укрупнённых масштабах представляют стадии мотивно-интонационного развёртывания, свойственные песенным жанрам ( «Изложение», «Распев», «Завершение»). При этом композитор не копирует конкретные фольклорные жанры. За основу берутся общие закономерности народного песнетворчества, которые совмещаются с симфоническими принципами взаимодействия образно-тематических контрастов и внутреннего единства циклической композиции. Отказ же от структурного стереотипа симфонии позволяет создать вариант альтернативной трактовкой жанра.

Эта же линия поиска альтернативы развивается и в вокальных симфониях А. Мдивани. Пятая симфония «Память земли» для оркестра народных инструментов, хора и меццо-сопрано и Шестая «Полоцкие письмена» для симфонического оркестра, хора и сопрано представляют собой крупные вокально-симфонические композиции, имеющие сложную жанровую природу, в которой синтезированы принципы симфонии, оратории и оперы. Вокальное и инструментальное начала равноправны в реализации монументальных концепциях этих произведений. Ярко выраженная картинность в Пятой симфонии (смена частей-фресок «София», «Мстислав», «Вежа», «Тур») и яркая театральность Шестой (музыкальные портреты-образы Ефросиньи Полоцкой, Франциска Скорины, Симеона Полоцкого, представленные в первой части) вносят черты театральности и оперности в обе симфонии. Дистанция между традиционными закономерностями, действующими в симфониях А.Мдивани, слишком велика. По монументальности замысла и масштабности композиции эти симфонии сопоставимы с ораторией. В целом же они соответствуют критериям вокальной симфонии.

Шестая симфония А. Мдивани обладает философско-эстетической значимостью идейной концепции, глубиной обобщений. В ней убедительное воплощение получила идея духовного нравственно-этического родства поколений, тема исторической памяти народа, величия и бессмертия человеческих деяний во имя красоты и гармонии жизни. Мысль композитора обращена в прошлое белорусского народа, к событиям, имевшим исключительно важное историческое значение, к образам великих белорусских просветителей. Один из центральных образов симфонии - древний Полоцк, центр просветительства, с которым связано становление государственности, языка, письменности, культуры Беларуси. Две части симфонии подобны двум книгам своеобразной летописи в звуках. Первая «Лики» воссоздаёт образы белорусских просветителей. Вторая « Письмена» воспевает их деяния. Симфоническая концепционность замысла очевидна. Сложность её потребовала таких средств выразительности, которые позволили бы достичь максимальной концентрированности и конкретизации авторской мысли. Это привело к синтезу инструментальной и хоровой звучности во второй части. В символических образах представляет тяжкий просветительства, благородство его целей. Функция свойственно хоровым финалам многих симфоний. Хор наравне с оркестром участвует в обобщении и утверждении идеи сочинения. Вторая часть состоит из контрастных разделов, имеющих образно-смысловые и интонационно-тематические связи и выстраивающуюся композицию с драматической кульминацией.

Целеустремлённость и единство музыкально-драматургического развития в каждой части и во всём цикле обеспечиваются развития в каждой части и во всё цикле обеспечиваются проведением сквозных тем, претерпевших трансформации: тема Времени, тема Ефросиньи Полоцкой и тема Града Полоцка. Драматургия симфонии опирается на принцип контрастного сопоставления самостоятельных образов-картин, что подчёркнуто и уточняющей авторской ремаркой в партитуре - «симфонической сцены» Крупный рельеф этой симфонической формы вырисовывается как эпический тип композиции. Развитие же внутри сопоставляемых разделов драматически действенно и драматично, с кульминациями, соотносимыми по принципу восхождения.

Процесс формообразования в цикле подчинён логике становления основной идеи. В нём переплетаются свободно трактованноые принципы сонатности, рондальности и динамизированной трёхчастности. Несмотря на отсутствие типичных для симфонических циклов структур, процесс циклообразования подчинён симфонической логике диалектического становления образов и музыкально-поэтической идеи в целом. Всё это позволяет классицифировать Шестую симфонию А. Мдивани как вокальную. Вокальные симфонии А. Мдивани продолжили линию альтернативных вариантов жанра, развиваемую и в его инструментальных симфониях.[5, с.108-111]

В основном сильные стороны музыки А. Мдивани - содержательность и яркая эмоциональность в соединении с рельефной образностью и красотой музыкального интонирования. В его музыке присутствует свой непвторимый колорит - результат своеобразного синтеза восточной и славянской интонаций , которые тесно связаны с живописностью хора и тембральностью оркестра.[7,с.137]

Произведения композитора демонстрируют оригинальность творческих решений, самобытность стиля, профессиональное мастерство. Они исполнялись не только в Беларуси, но и в Америке, Англии, Молдове, Армении, Болгарии, Германии, Грузии, Индии, Ирландии, Латвии, Литве, Молдове, Польше, России, Украине, Франции, Эстонии. Музыка Андрея Мдивани занимает важное место в музыкальной культуре Беларуси. [6,20]