logo
Индивидуально-авторская трактовка жанра симфонии в творчестве А. Мдивани и Д. Смольского

1.2 Особенности развития жанра симфонии в белорусской музыке XX века

симфония смольский мдивани белорусский

Национальная симфония сформировалась в Беларуси, как в большинстве композиторских школ восточно-европейского региона в условиях ускоренного становления. Белорусские композиторы разных поколений и разных художественных устремлений - Н. Аладов, Е. Тикоцкий, Г. Пукст, А. Богатырёв, А. Абелилович, Е. Глебов, Д. Смольский, Ф. Пыталев, А. Мдивани, Г. Васнер, В. Дорохин, К. Тесаков, В. Домарацкий, О. Сонин, О. Елисеенков, В. Кузнецов, О. Ходоско и др. - создали многоликий и сложный мир, именуемый белорусской симфонией.

Раннему возникновению симфонии в большей мере способствовало то, что в формировании профессиональной композиторской школы в Беларуси решающую роль играли композиторы получившие образование в России - Т. Шнитман, Н. Аладов, Е. Тикоцкий, Г. Пукст. Особое значение имела творческая и педагогическая деятельность ученика Н. Римского-Корсакова, композитора и педагога В. Золоторёва.

С момента своего зарождения (1910 г. - появление первого национального симфонического сочинения - «Белорусской сюиты» Л. Роговского) белорусский симфонизм прошел путь, закономерный для становления и развития многих национальных симфонических школ - от воплощения картин народного быта и природы в симфонических сюитах, увертюрах и симфониеттах к осмыслению и художественному обобщению национальной истории и современной жизни в масштабных, философски значимых концепциях циклических симфоний. Т.о., белорусская симфония в XX в. прошла сложный и интенсивный путь развития - от приобщения к симфонической культуре и создания первых образцов симфонического жанра до расцвета и его индивидуально-авторской интерпретации.

Вслед за «Белорусской сюитой» Л. Роговсого и симфониеттой «Белорусские картинки» Н. Чуркина (1925) Симфониетта Н. Чуркина - первое произведение, которое внесло в многонациональную симфоническую музыку свет образов, жанровые и интонационные черты, свойственные белорусской народной музыкальной культуре. По задумке автора и характере музыкальной драматургии симфониетта является произведением жанрового симфонизма, где воплощаются картины народной жизни. Принцип образно-тематического контраста, которым широко пользуется композитор, трактуется им в традициях русского классического жанрового симфонизма и в соответствии с жанром произведения. Вслед за симфониеттой появляется Первая симфония Е. Тикоцкого(1927) и Вторая симфония(1930). За три четверти века своей эволюциибелорусская симфония переживала естественные подъёмы и спады, процессы эстетической и стилевой перефиентации что закономерно в развитии любого жанра. Но практически всегда она оставалась самым актуальным и авторитарным жанром.

В белорусской музыке второй половины XX в. эволюция жанра симфонии протекает с особой интенсивностью. В ней сформировались тенденции, доминирующие в эволюции музыкальных жанров второй половины столетия. Направленность эволюционных процессов в симфонии XX в. определяется непрерывно изменяющимся соотношением типизированного и индивидуализированного уровней жанра [5, с.7]

Панорама белорусской симфонии второй половины XX века, охватывающая разнородный художественный материал и разнообразные варианты жанра, как традиционные так и современные, объёмна и противоречива во всём многообразии. Активация творческой мысли в этой области вылилась в небывалое количество сочинений. Только в течении 1980-х гг. и появились пять симфоний Д. Смольского, три масштабные симфонии А. Мдивани, по три симфонии у композиторов младшего поколения Е. Елисеенкова, Клеванца, В. Солтана.

Процесс модификации жанра своеобразно преломляется в творчестве белорусских композиторов. В одних случаях, введение в симфонию элементов других жанров, расширяя её возможности, не вызывает смещения жанровых границ, как, например, во Второй симфонии К. Тесакова (1967) в оркестровую ткань которой вплетается звучащая у меццо-сопрано народная песня «Рабіна рабіначка». В других случаях возникает смешение жанров: симфония-кантата, симфония-баллада или симфония-баллада. В «Альпийской симфонии-балладе Е. Глебов (1967) заметно влияние жанра героической баллада, получившей широкое распространение в музыке 1960-х гг. . [5,7-11]

Эволюция жанра симфонии является органичной составной частью непрерывного исторического процесса развития белорусского музыкального искусства. Вместе с тем она имеет свою специфику, обусловленную сменой, ценностных художественно-стилевых ориентиров и модификаций жанра. Исходя из сформулированного М. Арановским положения о том, что каждый жанр проходит в своём развитии три стадии: формирование, стабилизацию и дестабилизацию, в истории белорусской симфонии можно дифференцировать три качественно различных периода.[5, с.114]

Первый охватывает - 1920-е - рубеж 1950-60-х и второй период - рубеж 1950-60-х - первую половину 1970-х, третий - вторую половину 1970-х - 1990-е гг.

Первый период - для симфонии - это период освоения и утверждения в контексте белорусского музыкального искусства классически нормативной эталонной концепции жанра и обретения национальной самобытности симфонического стиля. Русская музыкальная классика и национальный фольклор сыграли роль базовых компонентов, на основе которых создавалась симфоническая традиция в Беларуси. Становление национального симфонизма шло в русле программного жанрового и эпического направлений. Его основоположники - Н.Чуркин, Н. Аладов, Е. Тикоцкий - ориентировались на опыт классической симфонической школы. В то время как в русском симфонизме уже в 1930-е гг. были созданы лирико-драматические и лирико-философские симфонии ( Н. Мясковского, Д. Шостаковича) в белорусском симфонизме настойчиво велись поиски в этико-жанровом направлении. Эпический тип симфонизма получил наиболее последовательное развитие в творчестве Е. Тикоцкого. Белорусские композиторы стремятся к сохранению в тематизме симфоний образно-эмоционально содержание первоосновы - народной песни.

На протяжении второго периода подъем отразился на количестве сочинений и притоке молодых композиторских сил, а также на гражданственной активности композиторов, на расширении идейно-образной сферы сочинений, тесно смыкающейся с современной проблематикой, на более глубоком осознании национальной специфики музыкального искусства, качественном обновлении музыкальных форм, жанров и стилистических закономерностей Тенденции обновления охватили все области музыкального творчества, хотя и в разной степени. Самобытностью художественных исканий отмечены лучшие балеты Е. Глебова («Альпийская баллада, «Избранница», «Тиль Уленшпигель»), Г.Вагнера («После бала»), оперные и кантатно-ораториальные произведенияС. Кортеса(«Джордано Бруно», «Памяти поэта»), А.Богатырёва(«Белорусские песни»), Д. Смольского(«Моя родина»), О. Янченко(«Эроика»),камерно-инструментальные произведения К. Тесакова, О. Тырманд, Л. Абелиловича, В. Войтика, А. Мдивани, вокальные циклы, баллады и песни И.Лученка, Д. Смольского, А. Богатырёва. Симфония этого периода представлена большим количеством произведений, демонстрирующих разнообразие авторских концепций и стилевых тенденций. В эти годы интенсивно работают старейшие мастера, основоположники белорусского симфонизма: Н. Аладов, Е. Тикоцкий; на 1960-е годы приходится расцвет симфонического творчества Н. Абелиовича, Е. Глебова. В жанре симфонии работают: Р. Вагнер, К. Тесаков, Д. Смольский, Ф. Пыталев, А. Мдивани.[5, с.23]

Третий период - этот период эволюции, симфонии неоднороден и достаточно сложен в своём многообразии равномерно формирующихся тенденций. Интерес к жанру большой симфонии сменяется стремлением к переосмыслению традиций жанровой модели симфонии на основе совмещения и синтеза разножанровых закономерностей. Этот процесс разворачивается в 2-х руслах:

1)интерпретации разножанровых закономерностей в рамках крупной симфонической композиции, в котором лишь частично присутствуют эталонные признаки структурно-семантического инварианта, отсюда появление камерной концертной симфонии;

2) взаимодействие разных искусств на основе симфонии: поэзии, театра, кино и музыки. Это приводит к появлению вокально-жанровой симфонии, симфонии-игры, своего рода «инструментального представления».[5, с. 26]

Жанровые границы симфонии раздвигаются. Многоестественность художественных решений и нестабильностью жанровых канонов становятся характерными приметами времени. Симфония по-прежнему привлекает внимание композиторов разных поколений, количество сочинений этого жанра не уменьшается. Но трактовка жанра, принципы его организации существенно меняются. Симфония «Гравюры» С. Бельтюкова, Вторая симфония В. Доморацкого, Восьмая, Девятая и Десятая, «Десять откровений» для альта и симфонического оркестра Д. Смольского, Десятая Ф. Пыталева, Седьмая «Северные цветы» А. Мдивани, Третья В. Кузнецова, Первая «Покоянная» и Вторая «Viadolorsa » симфонии О. Ходоско выявляют многозначность, плюрализм в трактовке жанра. [5,26]

Таким образом, эволюция симфонии в белорусской музыке протекает в русле общих для симфонизма XX в. эстетических и стилевых тенденций, преломляющихся в соответствии со спецификой национальных художественных традиций и принципами национального музыкального мышления. Развитие симфонии является органичной частью единого непрерывного исторического процесса развития белорусского музыкального искусства. Интенсивное преобразование жанра XX в. вызвано изменениями в общественном и художественном сознании. Динамика этого процесса определяется диалектическим взаимодействием двух разнонаправленных тенденций - тенденции сохранения константных типологических признаков жанра и его высокого эстетического статуса и тенденции поиска новых, индивидуально-авторских моделей.