9. Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки
Mecca - воскресная католическая служба (на латинском языке) состоит из 5 разделов. Названия соответствуют первым словам молитв: 1. Куriе eleison - Господи помилуй 2. Gloria-Слава 3. Credo- Верую 4. Sanctus Benedictus - Свет Благословен 5. Agnus Dei - Агнец Божий
Реквием - разновидность мессы (заупокойная служба), эволюция мессы в сторону концертности, сближение с оперой, чередование сольных и хоровых номеров, оркестровой партии.
Романтизация мессы
Магнификат - празднично-величавые песнопения, связанные с легендой о благовещении (дева Мария, получив благую весть о предстоящем материнстве, величает бога)
Мотет-жанр многоголосной вокальной музыки, где в основном звучании соединяются несколько самостоятельных мелодий с различными текстами. Католическая церковь боролась против таких мотетов, противопоставив с 15 в. многоголосные песнопения на единый латинский текст. Мотеты писались для хора а cappella (с 16 в. - с сопровождением), состояли из нескольких (2,3 и более) разделов в полифоническом и аккордовом складе.
Мотет постепенно перерастает в сольную и хоровую кантату, сближается с ней (мотет-ария, мотет-сцена, мотет-диалог и др.)
|
«Высокая месса» h-moll Баха; «Торжественная месса» Бетховена Симфонизация мессы
Романтизм
От лат. «magnificat» - величание
От фр. «мот» - слово. Особый музыкальный род, стоящий между мессой и песней
|
Эпоха Возрождения - Жоскен Депре, Дж.Палестрина
Барокко 1-я половина 18 в. Д.Скарлатти, И.Бах 2-я половина 18-го -19 век. И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен
19 в.- К.Вебер, Ф.Лист, Ф.Шуберт Дж.Палестрина, О.Лассо. К.Монтеверди, И.Бах
Конец 12 -14 в. - 16 в. Дж.Палестрина, О.Лассо. 17 в.- Рамо, Пёрселл, Гендель, Бах
18 в. – И.Гайдн, В.Моцарт; 19 в. – Р.Шуман, И.Брамс, Ш.Гуно, К.Сен-Санс; 20 в. – А.Веберн,И. Стравинский
|
Мадригал - песня (лирическая) на родном языке, в отличие от песнопений на латинском языке, одноголосная. Светский музыкальный жанр эпохи Возрождения. Истоки мадригала - в итальянском народном творчестве. Мадригал в 16 в. это 4-5-ти голосное вокальное сочинение «строгого стиля» (полифоническое).
Кантата - возникла в Италии как вид сольной вокальной музыки в 17 в. Затем, наряду с сольной, возникла хоровая кантата. наряду со светской - духовная кантата. Кантата - многочастное произведение для солистов, хора и оркестра. (Бах называл свои кантаты «концертами», «мотетами», диалогами»).
Оратория появилась одновременно с кантатой. Название произошло от особого церковного помещения, где верующие читали Библию, Евангелие. Крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенный для концертного исполнения. Основной источник сюжетов - Библия.
Хоровая сюита - это циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных частей, располагающихся по принципу контраста, объединенных единым замыслом, содержанием, названием |
От итал. «cantare» - петь, (соната - инструментальная музыка, кантата - вокальная музыка)
От лат. «oratorium» молельня. Сходство с оперой: сюжетность, крупные размеры. Вокальные формы - арии, речитативы, ансамбли,хоры. Отличие: оратория - эпический повествовательный жанр, исполняется концертно, без костюмов и декораций.
От франц. «suite» - ряд, последовательность
|
16 в. — Аркадельт, Палестрина, Маренцио, Монтеверди, Лассо
17 в. – И.Бах - около 300 кантат; 20 в. – светские кантаты: С.Прокофьев - «Александр Невский»; Д.Кабалевский «Песня утра, весны и мира»; Ю.Чичков - «Дети рядом с отцами»; «Пионеры- герои»; А.Пахмутова - «Красные следопыты»
18 в. Ф.Гендель-создатель классического образца этого жанра. И.Гайдн, Л.Бетховен. В.Моцарт. 20 в. С.Прокофьев, Д.Щостакович, Г.Свиридов, А.Шнитке.
И.Макаров «Река-богатырь
|
Хоровая миниатюра или хоровое произведение малых форм. Небольшое хоровое произведение - обычно отточенное по форме, афористичное, преимущественно лирического, любовного содержания, пейзажное, часто на народной жанровой основе. Отсутствие многоплановости, как правило, разрабатывается один образ. Музыка лишена внешних эффектов, прежде всего, обращена в сферу внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Танцевальность. Формы: одночастная (период), 2-х частная, куплетная форма.
|
Миниатюризм как художественный принцип характерен для французской хоровой музыки. Расцвет миниатюры - 19 в. - эпоха романтизма |
Ф.Рамо, Ф.Куперен, В.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Р.Шуман, К.Вебер, Мендельсон, Э.Григ. Россия: М.Глинка, А.Даргомыжский и др.
|
- Рекомендации к составлению аннотации хорового произведения Иркутск
- Содержание
- 1. Требования к оформлению аннотации хорового произведения
- Аннотация хорового произведения
- 2. Литературный текст
- 2. Вокально-хоровой анализ
- Элементы хоровой звучности; вокально-хоровые трудности и способы их преодоления.
- 4. Исполнительский анализ
- III. Заключение
- 4. Словарь эстетических эмоций на основе модальностей в.Г.Ражникова
- 5. Ритмическая организация речевого акцентного стиха
- 6. Звуковедение – одно из основных художественно-выразительных средств хорового звучания.
- 7. Общепринятые темповые разновидности
- 8. Хоровые жанры (духовные и светские) русской музыки
- 9. Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки
- 10. Периодизация хоровых жанров по эпохам:
- 11. Литература,