logo
Камкина Рекомендации к аннотации волковская

7. Общепринятые темповые разновидности

Как известно, среди многих элементов исполнения темп (т. е. тип движения) является наименее стабильным и устойчивым. Свободный, «живой» темп в про­изведении обладает естественностью, пластичной гибкостью; в таком типе дви­жения заложена необыкновенная сила воздействия. В то же время ровность и неизменная поступательность постоянного темпа производят не меньшее впе­чатление. Различные типы движения избираются композиторами для воплоще­ния в произведениях музыкальных образов. В сочинениях разных стилей и жан­ров установились разнообразные типы движения — быстрые, спокойные и мед­ленные, свободные и строгие по темпу.

Как сообщал Г.Риман в книге «Катехизис истории музыки», темповые обо­значения появились к концу XIX в. Поначалу это были allegro, andante, adagio. Затем к ним присоединились presto, largo и производные — allegretto, andantino, prestissimo. Эти определения относились в большей мере к характеру исполнения (например, allegretto, скорее, указывает на легкость движения, чем на точное определение темпа), что, впрочем, остается и поныне. Некоторые темповые определения отличались друг от друга совсем незначительно. Темп, как форма движения, менялся соответственно смене музыкальных стилей в истории. Та­ким образом, движение allegro XVIII в. отличается от скорости allegro XX в. большим спокойствием.

Обычно композиторы в произведениях выставляют темповые обозначения либо в виде общепринятых терминов, выражающих тип, скорость движения и характерные жанровые, стилистические особенности. Дополнительно могут использоваться метрономические указания, выраженные в числовом значении, что, безусловно, облегчает исполнителям понимание движения в музыке.

Правильное определение темпа в произведении — первостепенная задача дирижера. Неверно взятый темп отрицательно отражается на всех становится неуверенным. Достаточно перейти допустимые границы скорого темпа, как качество исполнения резко ухудшится: утратится отчетливость ритма и слова, разрушит­ся ансамбль и строй.

Иногда исполнители не удерживают единый темп с начала до конца произ­ведения. Это проявляется в тенденции связывать crescendo с accelerando, diminuendo с rallentando.

В музыкальном понимании ровный темп является обязательным условием, потому что через ощущение метрономически постоянного движения откры­ваются возможности

Фермата является знаком, увеличивающим звук (паузу) на неопределенное количество временных единиц. Существует два вида фермат на звуке — снимае­мые и неснимаемые.

Первые, снимаемые, ферматы называются так, потому что встречаются в конце музыкальных построений (например, на заключительных аккордах) и внутри построений перед паузами, т.е. в тех случаях, когда после остановки на ноте ее звучание прерывается, при этом требуется дирижерский жест снятие.

Вторые, неснимаемые, ферматы встречаются внутри музыкальной фразы; после ферматы (остановки на ноте) следует продолжение музыки, и дирижер не производит движения снятие. К ферматам на паузе относят ферма­ту между звуками и фермату на тактовой черте; обе они выражают внезапную остановку в виде люфтпаузы.

Существуют общепринятые темповые разновидности. Они включают группы очень медленных, медленных, умеренных, быстрых и очень быстрых темпов.

Очень медленные

ММ =

40

46

52

56

Grave

Largo

Lento

Adagio

Важно, степенно, серьезно, значительно, несколько торжественно

Широко, протяжно, величаво, очень медленно, торжественно

Протяжно, медленно

Медленно

Медленные

60

66

69

76

Largetto

Andante

Andantino

Sostenuto

Умеренно медленный темп (близкий к Andante)

Не спеша

Скорее (чем Andante)

Сдержанно

Умеренные

80

84

88

Commodo

Maestoso

Moderatо

Tranquillo

Удобно; непринужденно, свободно, не спеша

Величественно, величаво, торжественно

Умеренно

Тяжело

Быстрые

108

120

132

Allegretto

Animato

Allegro

Оживленно, подвижно (медленнее, чем allegro)

Одушевленно

Скоро, весело, быстро

Очень быстрые

144

152

160

184

208

Allegro assai Allegro vivace Vivo, Vivace

Presto

Prestissimo

Весьма скоро

Очень скоро

Живо, оживленно

Быстро

Очень быстро

Замедление, ускорение:

Accelerando (аччелерандо) – ускоряя

Allargando (алларгандо) – расширяя

A tempo (а темпо) – в прежнем темпе

Meno mosso (мэно моссо) – менее подвижно

Piu mosso (пиу моссо) – более подвижно

Poco a poco (поко а поко) – постепенно

Rallentando (раллентандо) – постепенно замедляя

Ritardando (ритардандо) – расширяя

Ritenuto (ритэнуто) – замедляя

Прочие оттенки:

Da capo al fino (да капо аль фино) – с начала до слова «конец»

Meno (мэно) – менее

Molto (мольто) – много, очень много

Piu (пиу) – больше

Rubato (рубато) – свободно по темпу

Non troppo (нон троппо) – не слишком

Sempre (сэмпрэ) – постоянно, всегда

Simile (симиле) – аналогично, в том же роде

Sforzando (сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде

Subito (субито) – внезапно, резко

Эмоциональные оттенки:

Agitato (аджитато) – возбужденно

Animato (анимато) – одушевленно

Apassionato (апассионато) – страстно

Cantabile (кантабиле) – певуче

Con anima (кон анима) – с душой

Con brio (кон брио) – живо

Con moto (кон мото) – с движением

Con fuoco (кон фуоко) – с огнем

Dolce (дольче) – нежно, ласково

Espressivo (эспрессиво) – выразительно

Leggiero (леджиеро) – легко, грациозно

Maestoso (маэстозо) – величественно, торжественно

Marcato (маркато) – четко, подчеркивая

Morendo (мoрэндо) – замирая

Risoluto (ризолюто) – решительно

Scherzando (скэрцандо) – шутливо, игриво, с юмором

Semplice (сэмпличе) – просто

Smorzando (сморцандо) – замирая

Sotto voce (сотто воче) – с душой

Spirituoso (спиритуозо) – с увлечением

Tenuto (тэнуто) – выдержанно

Громкость (динамика):

Forte (фортэ) – сильно, громко

Mezzo forte (меццо фортэ) – не очень громко

Fortissimo (фортиссимо) – очень громко

Piano (пиано) – тихо

Mezzo piano (мэццо пиано) – не очень тихо

Pianissimo (пианиссимо) – очень тихо

Crescendo (крещендо) – постепенно усиливая

Diminuendo (диминуэндо) – постепенно затихая