7. Общепринятые темповые разновидности
Как известно, среди многих элементов исполнения темп (т. е. тип движения) является наименее стабильным и устойчивым. Свободный, «живой» темп в произведении обладает естественностью, пластичной гибкостью; в таком типе движения заложена необыкновенная сила воздействия. В то же время ровность и неизменная поступательность постоянного темпа производят не меньшее впечатление. Различные типы движения избираются композиторами для воплощения в произведениях музыкальных образов. В сочинениях разных стилей и жанров установились разнообразные типы движения — быстрые, спокойные и медленные, свободные и строгие по темпу.
Как сообщал Г.Риман в книге «Катехизис истории музыки», темповые обозначения появились к концу XIX в. Поначалу это были allegro, andante, adagio. Затем к ним присоединились presto, largo и производные — allegretto, andantino, prestissimo. Эти определения относились в большей мере к характеру исполнения (например, allegretto, скорее, указывает на легкость движения, чем на точное определение темпа), что, впрочем, остается и поныне. Некоторые темповые определения отличались друг от друга совсем незначительно. Темп, как форма движения, менялся соответственно смене музыкальных стилей в истории. Таким образом, движение allegro XVIII в. отличается от скорости allegro XX в. большим спокойствием.
Обычно композиторы в произведениях выставляют темповые обозначения либо в виде общепринятых терминов, выражающих тип, скорость движения и характерные жанровые, стилистические особенности. Дополнительно могут использоваться метрономические указания, выраженные в числовом значении, что, безусловно, облегчает исполнителям понимание движения в музыке.
Правильное определение темпа в произведении — первостепенная задача дирижера. Неверно взятый темп отрицательно отражается на всех становится неуверенным. Достаточно перейти допустимые границы скорого темпа, как качество исполнения резко ухудшится: утратится отчетливость ритма и слова, разрушится ансамбль и строй.
Иногда исполнители не удерживают единый темп с начала до конца произведения. Это проявляется в тенденции связывать crescendo с accelerando, diminuendo с rallentando.
В музыкальном понимании ровный темп является обязательным условием, потому что через ощущение метрономически постоянного движения открываются возможности
разнообразной агогики, например, tempo rubato и tempo ad libitum,
все виды ускорений (accelerando, stringendo, incalzando, affrettando, con moto, piu mosso) и
замедлений (ritenuto, ritardando, rallentando, stentando, strasciando).
Фермата является знаком, увеличивающим звук (паузу) на неопределенное количество временных единиц. Существует два вида фермат на звуке — снимаемые и неснимаемые.
Первые, снимаемые, ферматы называются так, потому что встречаются в конце музыкальных построений (например, на заключительных аккордах) и внутри построений перед паузами, т.е. в тех случаях, когда после остановки на ноте ее звучание прерывается, при этом требуется дирижерский жест снятие.
Вторые, неснимаемые, ферматы встречаются внутри музыкальной фразы; после ферматы (остановки на ноте) следует продолжение музыки, и дирижер не производит движения снятие. К ферматам на паузе относят фермату между звуками и фермату на тактовой черте; обе они выражают внезапную остановку в виде люфтпаузы.
Существуют общепринятые темповые разновидности. Они включают группы очень медленных, медленных, умеренных, быстрых и очень быстрых темпов.
Очень медленные | ММ = 40
46
52 56 |
Grave
Largo
Lento Adagio |
Важно, степенно, серьезно, значительно, несколько торжественно Широко, протяжно, величаво, очень медленно, торжественно Протяжно, медленно Медленно |
Медленные | 60
66 69 76 | Largetto
Andante Andantino Sostenuto | Умеренно медленный темп (близкий к Andante) Не спеша Скорее (чем Andante) Сдержанно |
Умеренные | 80
84 88 | Commodo
Maestoso Moderatо Tranquillo | Удобно; непринужденно, свободно, не спеша Величественно, величаво, торжественно Умеренно Тяжело |
Быстрые | 108
120 132 | Allegretto
Animato Allegro | Оживленно, подвижно (медленнее, чем allegro) Одушевленно Скоро, весело, быстро |
Очень быстрые | 144 152 160 184 208 | Allegro assai Allegro vivace Vivo, Vivace Presto Prestissimo | Весьма скоро Очень скоро Живо, оживленно Быстро Очень быстро |
Замедление, ускорение:
Accelerando (аччелерандо) – ускоряя
Allargando (алларгандо) – расширяя
A tempo (а темпо) – в прежнем темпе
Meno mosso (мэно моссо) – менее подвижно
Piu mosso (пиу моссо) – более подвижно
Poco a poco (поко а поко) – постепенно
Rallentando (раллентандо) – постепенно замедляя
Ritardando (ритардандо) – расширяя
Ritenuto (ритэнуто) – замедляя
Прочие оттенки:
Da capo al fino (да капо аль фино) – с начала до слова «конец»
Meno (мэно) – менее
Molto (мольто) – много, очень много
Piu (пиу) – больше
Rubato (рубато) – свободно по темпу
Non troppo (нон троппо) – не слишком
Sempre (сэмпрэ) – постоянно, всегда
Simile (симиле) – аналогично, в том же роде
Sforzando (сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде
Subito (субито) – внезапно, резко
Эмоциональные оттенки:
Agitato (аджитато) – возбужденно
Animato (анимато) – одушевленно
Apassionato (апассионато) – страстно
Cantabile (кантабиле) – певуче
Con anima (кон анима) – с душой
Con brio (кон брио) – живо
Con moto (кон мото) – с движением
Con fuoco (кон фуоко) – с огнем
Dolce (дольче) – нежно, ласково
Espressivo (эспрессиво) – выразительно
Leggiero (леджиеро) – легко, грациозно
Maestoso (маэстозо) – величественно, торжественно
Marcato (маркато) – четко, подчеркивая
Morendo (мoрэндо) – замирая
Risoluto (ризолюто) – решительно
Scherzando (скэрцандо) – шутливо, игриво, с юмором
Semplice (сэмпличе) – просто
Smorzando (сморцандо) – замирая
Sotto voce (сотто воче) – с душой
Spirituoso (спиритуозо) – с увлечением
Tenuto (тэнуто) – выдержанно
Громкость (динамика):
Forte (фортэ) – сильно, громко
Mezzo forte (меццо фортэ) – не очень громко
Fortissimo (фортиссимо) – очень громко
Piano (пиано) – тихо
Mezzo piano (мэццо пиано) – не очень тихо
Pianissimo (пианиссимо) – очень тихо
Crescendo (крещендо) – постепенно усиливая
Diminuendo (диминуэндо) – постепенно затихая
- Рекомендации к составлению аннотации хорового произведения Иркутск
- Содержание
- 1. Требования к оформлению аннотации хорового произведения
- Аннотация хорового произведения
- 2. Литературный текст
- 2. Вокально-хоровой анализ
- Элементы хоровой звучности; вокально-хоровые трудности и способы их преодоления.
- 4. Исполнительский анализ
- III. Заключение
- 4. Словарь эстетических эмоций на основе модальностей в.Г.Ражникова
- 5. Ритмическая организация речевого акцентного стиха
- 6. Звуковедение – одно из основных художественно-выразительных средств хорового звучания.
- 7. Общепринятые темповые разновидности
- 8. Хоровые жанры (духовные и светские) русской музыки
- 9. Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки
- 10. Периодизация хоровых жанров по эпохам:
- 11. Литература,