10. Периодизация хоровых жанров по эпохам:
Возрождение - Франция, Италия, Нидерланды (2-я половина 14 века –
середина 16 века)
Барокко - Италия, Германия, Австрия (конец 16 века – 1-я половина
18 века)
Рококо - Франция, Австрия (1-я половина 18 века)
Классицизм - Германия, Австрия (конец 17 века – начало 19 века)
Романтизм - Австрия, Германия, вся Западная Европа, Россия (19 век)
ВОЗРОЖДЕНИЕ (или Ренессанс) 14-16 в. Название произошло в связи с возрождением интереса к античному искусству. Родилось новое мировоззрение - гуманизм (обращение к человеку от лат. «гуманос» - человеческий). Изобретение книго- и нотопечатания. Изменяется фактура изложения (увеличивается число голосов до 4-6-ти и т.д.), в гармонии - консонансы. Складываются мажорный и минорный лады, тактовая система, ритмика, теснее связь музыки и текста.
БАРОККО (конец 16 в. -1-я половина 18 в.) От итал. «странный», «причудливый», «вычурный». В основном термин «барокко» применяют к пластическим искусствам (архитектура) - синоним величия, пышности, декоративности. Барокко отразило глубочайшее внутреннее противоречие эпохи, необычный взлет души. Свойственны: напряженность, динамизм, контрастность.
РОКОКО (1-я пол. 18 века) - стиль, распространенный, прежде всего, во Франции (изобразительное искусство, декоративное оформление дворцовых интерьеров). Вычурность, изощренность, обилие орнаментов, рисунков в настенных росписях.
|
Духовная музыка: месса, магнификат, псалм. Светская музыка: мотет, мадригал, песня, фроттола, виланелла, шансон
Полифония достигла вершины. Развитие гомофонии (на первый план выдвигается мелодия – Дж.Каччини «Ave Maria». Старинные лады сменяет гармоническая система мажора-минора. Формируются жанры: опера, оратория, кантата, сюита, псалмона.
От фр. «орнаментальный» Пасторали, мотеты, камерные кантаты.
От лат. «образцовый» |
Жоскен Депре (1440-1524) Нидерландская школа - полифонист Палестрина (1529-1594); Римская школа - органист, хормейстер Орландо.Лассо (1532-1594) - полифонист строгого стиля, один из основателей гомофонно-гармонического склада в хоровой музыке.
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) -3 оратории, 300 кантат (22 светских). Творчество на грани барокко и классицизма: Георг Фридрих Гендель (1685-1759) создал классические оратории в истории мировой музыки (32).
Французские клавесинисты (камерность, миниатюризм, грациозность, кокетивость образов, изысканность мелизматики). Луи Клод Дакен (1694-1772) кантаты, мессы, песни; Куперен Франсуа (1668-1733) органист, клавесинист, учитель музыки. Основа творчества - инструментальная музыка, но писал и мессы. Жан Филипп Рамо (1683-1764) органист, теоретик, педагог, заложил основы современной гармонии, обосновал терцовое строение, ввел понятие гармонического центра D, S -функций. В трактате о гармонии -утверждал первенство гармонии над мелодией. Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) реформатор оперы. В оперных хорах - величавость, лирико-драматическое начало.
|
КЛАССИЦИЗМ (17 в. – начало 19 в.). В основе – принципы лирического обоснования внутренней гармонии, строгой регламентации жанров, типизации и обобщенности выразительных средств. С 18 века классицизм развивается во взаимодействии с другими стилями и художественными течениями – барокко, рококо, позднее – романтизмом. Вершина – искусство Венской классической школы
|
|
Йозеф Гайдн (1732-1809) мессы, мотеты, песни, кантаты, оратории «Сотворение мира» и «Времена года». Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) кроме опер - оратории, мотеты, мессы. каноны, гимны, «Реквием», песни, хоровые миниатюры. Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - оратории, мессы, кантаты, хоровой финал симфонии № 9, хоры с сопровождением (оркестр), хор в опере «Фиделио», песни, хоровые миниатюры. Россия: М.С.Березовский (1745-1777) - 9 хоровых концертов, хоры и др., мастер хорового письма а cарpellа. Д.С.Бортнянский (1751-1825) -оперы, более 100 хоровых произведений, 35 хоровых концертов, 10 концертов для двойного хора и др. Заложил основы русской хоровой культуры.
|
- Рекомендации к составлению аннотации хорового произведения Иркутск
- Содержание
- 1. Требования к оформлению аннотации хорового произведения
- Аннотация хорового произведения
- 2. Литературный текст
- 2. Вокально-хоровой анализ
- Элементы хоровой звучности; вокально-хоровые трудности и способы их преодоления.
- 4. Исполнительский анализ
- III. Заключение
- 4. Словарь эстетических эмоций на основе модальностей в.Г.Ражникова
- 5. Ритмическая организация речевого акцентного стиха
- 6. Звуковедение – одно из основных художественно-выразительных средств хорового звучания.
- 7. Общепринятые темповые разновидности
- 8. Хоровые жанры (духовные и светские) русской музыки
- 9. Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки
- 10. Периодизация хоровых жанров по эпохам:
- 11. Литература,