logo
Камкина Рекомендации к аннотации волковская

5. Ритмическая организация речевого акцентного стиха

Ритмическая организация речевого акцентного стиха обуславливается чередованием ударных и безударных слогов, в зависимости от расположения которых различают три его типа: силлабический, тонический и силлабо-тонический.

Силлабической системой стихосложения пользовались рус­ские поэты-виршевики XVIII века. Ими было разработано более десятка размеров, которые по количеству слогов в строке на­зывались пятнадцатисложным, четырнадцатисложным, тринадцатисложным и т.д. Главная особенность силлабичес­кого стихосложения — сохранение одинакового количества слогов в стихах, которые в большинстве случаев объединены парной рифмой и более или менее сходным расположением ударений внутри строк.

В тоническом стихосложении отсутствует присущая сил­лабическому стихосложению равносложность. Ударения внут­ри строк могут варьироваться за счет различного количества безударных слогов. Этот тип стиха встречается в былинах, при­читаниях и некоторых других фольклорных жанрах, а также в творчестве Маяковского, Блока, Асеева и других поэтов.

Наибольшее же распространение в русской поэзии XIX— XX вв. получило силлабо-тоническое стихосложение, в кото­ром учитывается как число слогов, так и количество ударе­ний, и место их расположения. Поскольку ударения здесь повторяются регулярно, то повторяемое сочетание ударяемо­го и одного или нескольких безударных слогов образует наи­меньшую единицу членения — стопу, характерную для того или иного размера.

Основных размеров пять. По числу слогов, составляющих стопу, они называется двухсложными и трехсложными.

Ямб — двухсложный размер: ں 

Хорей — двухсложный размер:  ں

Дактиль — трехсложный размер:  ںں

Амфибрахий — трехслож­ный размер: ں  ں

Анапест — трехсложный размер: ں ں 

В зависимости от количества стоп, входящих в стих, его именуют двухстопным, трехстопным, четырехстопным, пяти­стопным и т.д. (четырехстопный ямб, шестистопный хорей). Чтобы определить размер стихотворения, нужно просле­дить порядок чередования ударных и безударных слогов на протяжении нескольких строк. Только в этом случае харак­терные признаки размера проявляются вполне отчетливо.

Следующая после стопы единица членения — строка (стих) разделяет стихотворную речь на отрезки, обладающие, вне за­висимости от синтаксиса, определенным интонационным единством. Поэтому в конце стиха обязательно возникает ин­тонационная каденция, а каждый стих отделяется от другого цезурой.

Сочетание двух или нескольких поэтических строк, объе­диненных системой рифм, образует наиболее крупную едини­цу членения стихотворной речи — строфу.

Таким образом, возникают три постоянно увеличивающи­еся в масштабах структурно-временные единицы стихотворе­ния: стопа, стих (строка), строфа.

Как следует из сказанного, поэтическая речь имеет, подоб­но музыке, определенную метроритмическую организацию, расчленяясь на сопоставимые между собой отрезки. К тому же силлабо-тоническая система с ее равномерным периодическим чередованием однородных стоп в чем-то аналогична регулярному метру в музыке. Наконец, такие единицы членения му­зыки, как «фраза», «предложение», явно заимствованы из строения речи. Все это говорит о наличии существенных пред­посылок взаимодействия музыкального метра и синтаксиса со строением текста, о связях временной организации поэтичес­кой речи и музыки.

Естественно, что пристальное внимание дирижера к раз­меру стиха, к количеству ударных и безударных слогов и месту их расположения может оказать ему существенную помощь в метроритмической организации музыкального текста и фразировке.