logo search
История музыки

15. Веризм

Итальянское литературное направление конца 19 в., возникшее под влиянием главным образом французского натурализма. Декларации веристов опирались на творчество Г.Флобера, Э.Золя и Г.Мопассана. Веризм ставил своей целью объективность, научный метод, выступал против бессодержательности позднего романтизма. ВЕРИ́ЗМ (от итал. vero — правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Верга (см. ВЕРГА Джованни), Л. Капуана (см. КАПУАНА Луиджи), Г. Деледда (см. ДЕЛЕДДА Грация)), опере (П. Масканьи (см. МАСКАНЬИ Пьетро), Р. Леонкавалло (см. ЛЕОНКАВАЛЛО Руджеро), Дж. Пуччини (см. ПУЧЧИНИ Джакомо) ), изобразительном искусстве (скульптор В. Вела, живописец Дж. Пеллицца) кон. 19 в., близкое к натурализму;

Характерны интерес к быту бедняков, особенно крестьян, внимание к переживаниям героев, острые драматические коллизии, подчеркнуто эмоциональный стиль. Первая веристская опера — «Сельская честь» Пьетро Масканьи (1890) — была написана на сюжет новеллы Джованни Верга. И «Сельская честь», и вслед за ней «Паяцы» Руджеро Леонкавалло (1892) имели огромный успех у публики, уставшей от туманного символизма в оперных сюжетах итальянских подражателей Вагнера. Творческое кредо веризма — жизненная правда. Тематику своих опер веристы брали из обыденной жизни. Герои их — не выдающиеся личности, а обыкновенные, заурядные люди с их интимными драмами. В этом итальянский веризм близок к французской лирической опере. На мелодическом языке итальянских веристов сказалось влияние чувствительной мелодии Гуно, Тома, Массне. Пьетро Масканьи В начале 1890 г., участвуя в конкурсе издателя Сонцоньо на лучшую одноактную оперу, Масканьи пишет "Сельскую честь" по драме известного писателя-вериста Дж. Верга. Удостоенная первой премии, опера принесла композитору громкое имя, всеевропейскую славу и завидное общественное положение «Сельская честь» — первый в истории законченный образец веристской оперы. Успех сочинения был не случаен. Утомленная ходульными сюжетами и напыщенностью романтических и псевдоромантических опер, устав от сценических хитросплетений эпигоном вагнеровского искусства, Италия жаждала увидеть в театре реальную жизнь, действительность, близкую и понятную народу; такова была неизбежная, логически оправданная реакция публики на крайности предшествующего периода. Заменив полубогов и аристократов простыми крестьянами, бутафорские страсти — глубокими, подлинно человеческими чувствами, Масканьи, а вслед за ним Леонкавалло и Пуччини откликнулись на запросы эпохи, требовавшей от художников искренности и правдивости, естественности и простоты. В этом — бесспорная историческая заслуга названных композиторов. Вместе с тем было бы ошибкой отождествлять веристское искусство с реалистическим изображением действительности. Обращаясь к остродраматическим жизненным ситуациям (преимущественно любовного порядка), композиторы-веристы не смогли подняться до подлинных высот художественного синтеза; интересуясь в основном сердечными неурядицами героев, они оказались не в состоянии отразить в своих произведениях все богатство и многообразие внешнего мира. К тому же склонность к сентиментам и подчеркнутый мелодраматизм обесценили немало страниц даже в лучших веристских операх. В результате Верди, в операх которого мы встретим патриция и трубадура, испанского гранда и египетского военачальника, Верди, повествующий о заговорах, похищениях, дуэлях и мятежах, оказался ближе к реальной действительности, нежели первооткрыватели «социальных низов» — Масканьи, Леонкавалло и Пуччини, с их скромными поселянами, балаганными шутами и бессребрениками из парижских мансард.