logo
История музыки

28.Балеты Чайковского

«Лебединое озеро»(1876) «Спящая красавица»(1890) «Щелкунчик»(1892).

Лебединое озеро-Драма любви принц Зигфрид увидев пролетающую стаю прекрасных лебедей,берёт ружьё и устремляется за ними.На берегу озера девушки превращаются в юных девушек.Красавица Одетта заколдованная злым волшебником.И только верная любовь,может освободить девушку от злых чар.Зигфрид и Одетта полюбили друг друга.Но их ждут испытания.На балу,где принц должен выбрать себе невесту,злой волшебник подводит к Зигфириду свою дочь Одилию,наделив её чертами Одетты.Зигфирд объявляет её невестой и этим предаёт сваю любовь.Обнаружив обнам,Зиг.в отчаянии бежит к озеру.Заканчивается счастливой любовью.Спящая красавица-Вариант фальклорной сказки о принцессе,заколдованной и злой волшебницей.Здесь и вариации фей,и большой вальс,знаменитое Адажио Авроры и Дезире,танцы кота в сапогах и белой кошечки,красной шапочки и волка.Щелкунчик-Лёгкий,прозрачный стиль письма,яркая характеристичность,глубокий драматизм,символизм.Щелкунчик маленький и уродливый.Он ведёт войну с воображаемыми мышами.Битва во время Машиного сна.Это символ,который говорит нам,как много надо было преодалеть маленькой Маше,чтобы защитить Щелкунчика.Освобождённый от злых чар преданной любовью маленькой девочки,Щелкунчик превращается в принца.

29.С.Рахманинов

Жизнь и творчество.(1873—1943)-Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ(а также традиции западноевропейской музыки)и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века. Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба». Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

30.Обзор творчества И.Стравинского.Балеты «Петрушка»,«Весна священная».

Стравинский, уехавший в Европу, затем в США – и ставший там очень успешным. Более того, он совершил «страшное преступление» – поменял (и не один раз) стилистику. Но, может, все-таки признать, что человек имеет право и на свободу передвижений, и на свободу самовыражения. Одним словом, Стравинского принято все же «делить»: на «русского» и на прочее, в зависимости от этапов жизни и творчества. Схематическая биография композитора на сайте есть. Могу напомнить основные вехи. Игорь Стравинский родился под Петербургом, в Ораниембауме, в 1882 году. Умер в 1971 году в Нью-Йорке, похоронен в Италии, в Венеции. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно занимался музыкальными предметами (брал уроки композиции у Н. Римского-Корсакова). Для «Русских сезонов» в Париже, которые организовал С. Дягилев, Стравинский написал три балета. «Петрушка», «Жар-Птица» и «Весна священная» – три «русских балета», которые всколыхнули Западную Европу в ее увлечении культурой России. В течение 20 лет – неизменный интерес и триумф, иногда со скандалами, поскольку и музыка, и постановка отличались необычностью («Красный занавес подымается над праздниками, которые перевернули Францию и которые увлекли толпу в экстазе вслед за колесницей Диониса» – писал Жан Кокто). В память об этих «Русских сезонах» несколькими странами в последнее время были выпущены почтовые марки (Россия, Украина – оттуда род Стравинских, – княжество Монако). На российской марке видна фотография – И. Стравинский и В. Нижинский в роли Петрушки. ПетрушкаСам балет называется «Потешными сценами в четырех картинах», либретто – Александра Бенуа. Действие этого «балета-улицы» происходит в Петербурге 1830-х годов во время праздника Масленицы. Балаган – слово когда-то без выраженного негативного оттенка. Балаган – это театр. Петрушка – кукла, казалось бы, солома да опилки. Этот традиционный персонаж влюблен в Балерину, та – в Арапа – такая вот у главного героя незадачливая любовь к недостижимому. Петрушка страдает от своего одиночества, и это одиночество глубже, чем просто отвергнутая любовь.«Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»На Адмиралтейской площади – карусели, ледяные горки, лавки с вкусностями, мужик с медведем, ухарь-купец, пляшущие кормилицы, ряженые – черт, коза, свинья. На фоне праздничного гулянья разворачивается нешуточная драма.Маленький уродливый Петрушка убит своим счастливым соперником – свирепым Арапом. Хозяин театрика – Фокусник (или Шарлатан) трясет перед толпой его телом, показывая народу, что Петрушка – всего лишь кукла, и нечего честному люду переживать. А кукла – и есть кукла, в лучшем случае может поплясать под дудку хозяина. Кукла – не человек, и эмоций у нее быть не может.Он тащит «тело» Петрушки в театрик, но внезапно видит, что Петрушка (или его тень, дух, призрак) поднимается над балаганом. Петрушка грозит Фокуснику и дразнит его, «показывая нос». Фокусник в ужасе убегает от воскресшего Петрушки.

31.Меценаты в русской музыке (Н. фон Мекк,С. Мамонтов,М.Беляев)

Крупные меценаты: проводник русского искусства на Западе, певица и композитор З.Волконская; покровительница творчества П.Чайковского Н. фон Мекк; графский род Шереметевых – крепостные театры, хоры и оркестры, дворец в Кусково, позже – деятельность Александра Дмитриевича: меценат РМО, дирижёр, владелец личного оркестра и хора; основоположник Частной русской оперы в Москве, театральный и музыкальный деятель С.Мамонтов; основатель Московской Частной оперы С.Зимин. Большой вклад в культуру внес С.И. Мамонтов (1841-1918), сделавший капитал на железнодорожном строительстве, помогавший художникам и артистам, создавший в середине 90-х гг. XIX в. Московскую частную оперу, где расцвели таланты Ф.И. Шаляпина, С.В. Рахманинова.Мамонтову, возможно, как никому другому, было дано свойство распознавать талант в творческом человеке. Первоначально, как и Третьяков, Мамонтов оказывал существенную моральную и материальную поддержку художникам (В.И. Сурикову, Поленову, Врубелю, К.А. Коровину), некоторые из которых подолгу жили у него в Москве, и в Абрамцеве (имение Мамонтова, купленное им в 1870 г.), где для них Савва Тимофеевич создавал необходимые для работы условия. Персонаж одной из знаменитых картин Серова «Девочка с персиками» - портрет старшей дочери Мамонтова.

32.Русская музыка советского периода:композиторы и сочинения.Обзор творчества С.Прокофьев.Оперы и балеты.

Музыка советского периода (1918—1991) в России и других союзных республиках за свою историю состояла из самых разнообразных жанров и периодов. Хотя основная часть музыкантов и композиторов были русскими, значительный вклад сделали и другие народы СССР, в особенности украинцы, белорусы, народы Кавказа. Наиболее значительными композиторами были Сергей Прокофьев, Дмитрий Кабалевский, Георгий Свиридов, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян. В сталинские времена не одобрялась слишком экспериментальная, не доступная массам музыка. В прессе по поводу таких премьер появлялись разгромные статьи , исполнение «вредных» вещей прекращалось на длительный срок. Композиторов, досадивших цензуре, могли исключить из Союза Композиторов, что резко ограничивало возможности для работы; бывали случаи, когда ССК распускался вовсе из-за таких скандалов.. С.С. Прокофьев (1891-1953) Творческий путь выдающегося советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева начался еще в первом десятилетии нашего века. Его перу принадлежат оперы и балеты, симфонии и инструментальные концерты, увертюры и сюиты, сольные и ансамблевые сонаты, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям, кантаты и оратории, романсы, песни. И каждое произведение этого замечательного художника отмечено неповторимым своеобразием. Среди произведений, созданных в первые годы после окончания консерватории, выделяются опера «Игрок» (1916; 2-я ред. 1927, по одноименному, роману Ф. Достоевского), Первая симфония, названная автором «Классическая» (1917), симфоническая «Скифская сюита» («Ала и Лоллий», 1915), Первый концерт для скрипки с оркестром (1921), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1913), «Гадкий утенок» (по сказке X. К. Андерсена) для голоса с фортепиано (1914), Вторая, Третья и Четвертая фортепианные сонаты. В это же время Прокофьев создает ряд фортепианных пьес. В дальнейшем фортепианная миниатюра становится одним из излюбленных жанров его творчества. «Он умел слушать время», — образно сказал о творчестве Прокофьева И. Эренбург. И действительно, в музыке Прокофьева возникают то живые фрески мрачного средневековья, то картины жизни языческой Руси.