Венская классическая школа
Направление европейской классической музыки второй половины XVIII века в Вене. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Иногда сюда же относят И.М. Гайдна и К.Д. фон Диттерсдорф. Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко. Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работы над темой и формой. Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи — симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-частного сонатно-симфонического цикла. Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра — его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей — фортепианное трио, струнный квартет и другие. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная музыка. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы — лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других. Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена, столица музыкальной культуры того времени Симфони́ческий орке́стр — большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает 4 группы инструментов:струнно-смычковые — Скрипка, Альт, Виолончель, Контрабас деревянные и медные духовые — Флейта, Гобой, Кларнет, Фагот, Труба, Тромбон, Валторна, Туба ударные — Литавры, Тарелки, Ксилофон, Барабан, Перкуссия одиночные — Арфа, Фортепиано, Орган Соната — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов, как правило, соло или дуэта. Также словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме. Симфо́ния— жанр симфонической инструментальной музыки многочастной канонизированной формы фундаментального мировоззренческого содержания. следствие сходства по строению с сонатой, сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части. Классический концерт представляет собой трехчастное произведение для солиста-инструменталиста и оркестра. Контраст звучания - один инструмент и тутти, виртуозность солиста и мощь оркестра. Сольный концерт появился как редукция кончерто гроссо - когда группа солистов постепенно стала заменятся двумя (двойной концерт) или тремя (тройной концерт) солистами. Квартет — музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов
- Музыкой барокко
- 2. Опера
- Венская классическая школа
- Лю́двиг ван Бетхо́вен
- Вольфганг Амадей Моцарт
- 6. Искусство Моцарта
- 7. Музыка периода романтизма
- 8. Ро́берт Шу́ман
- 9. Фридерик Шопен и Ференц Лист
- 10. Джузеппе Верди
- 11. Вильгельм Рихард Вагнер
- 12. Джоакино Антонио Россини
- 13. Жорж Бизе
- 14. Музыкальный импрессионизм
- 15. Веризм
- 16. Пуччи́ни
- 19. Творческая жизнь м.И.Глинки
- 20. С творчеством а.С. Даргомыжского
- 22.Эпическая линия в русском искусстве.
- 24.Характеристика творчества н.Римского-Корсакова, основные сочинения.
- 25.Оперы н. Римского-Корсакова
- 26.П.Чайковский
- 27.Оперы Чайковского «Евгений Онегин» «Пиковая Дама».
- 28.Балеты Чайковского
- 33. Русская музыка советского периода:композиторы и сочинения. Обзор творчества д.Шостаковича.
- 34. Музыкальная культура Беларуси второй половины 17-18 вв. : общая характеристика. Выдающиеся музыканты я. Голанд, э. Ванжура, м. Радзивил, м.К. Огинский
- 36. Музыкальный театр Беларуси 18 века: частнособственнические театры магнатов (Несвиж, Гродно, Слоним, Шклов)
- XVIII век — центрами музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов — Голланд, Ванжура, Радзивилл и другие.
- 37. Музыкальное творчество в Беларуси в 19 веке: н. Орда, м. Ельский, д.И в. Стефановичи, ф. Миладовский
- 38. Музыкальная культура Беларуси 20 века.
- 39. Творчество белорусских композиторов – основателей профессиональной композиторской школы (Золотарёва, Чуркина, Аладова, Тикоцкого, Богатырёва)
- 40. Исторический образ жанров оперы и балета в Беларуси (советский период)
- 41. Основные сочинения белорусских композиторов 2 половины 20 века –Глебова, Кортеса, Мдивани
- 42. Деятельность музыкальных учреждений Беларуси