logo
История музыки

7. Музыка периода романтизма

Это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы. Музыка этого периода развилась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в ранние периоды, такие как классический период. Хотя романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, тем не менее, этот сюжет был основным во многих работах по литературе, живописи и музыке, созданных в эпоху романтизма.

Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада. Принято считать, что началу становления романтизма в музыке положил Людвиг ван Бетховен. Период перехода от классицизма к романтизму считается предромантическим периодом. Основными представителями романтизма в музыке являются: в Австрии — Франц Шуберт; в Германии — Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор; в Италии — Никколо Паганини, Винченцо Беллини, Романтики высказали предположение, что человеческое бытие неизмеримо богаче его социального измерения. Романтизм охватывает самые разнообразные формы идеологии и культуры. Литература, искусство, театр, музыка, философия, история, эстетика отразили неприятие действительности, меланхолию, скорбь, одиночество, настроение мистики, подъем религиозного чувства, внимание не к внешней, а к внутренней жизни человека. В произведениях романтиков мы видим борьбу против зла и пошлости Наиболее ярко видна в романтизме присущая всему гуманистическому движению 19 века черта- индивидуализм. Они противопоставляли толпе образ свободной личности, наделенной исключительностью. Главным предметом искусства стала область внутренних переживаний личности. Темами для романтиков стали любовь, творчество, радость, печаль, смерть. Чтобы раскрыть столь богатые темы, старых форм и жанров не хватало, поэтому романтизм выработал и создал новые формы и жанры искусства. В музыке: программную мызыку, основанную на сюжетах литературы, жанр миниатюры, способный показать любые оттенки чувств. Романтики повернулись к народному творчеству, использованию языка, тем и образов, свойственных нар. песням, эпосу. Фольклор обогащал литературный и музыкальный язык. Именно в это время начали собирать нар. песни, издавать сборники нар. стихов, использовать нар. Музыка занимала особое место в эстетике романтизма.Главная тема музыки- это чувства, а именно это и было основной темой романтизма. Музыка лучше других искусств способна выразить неоформленные мысли, желания, настроения, сумятицу чувств. Поэтому музыка занимала важнейшее место в духовной жизни общества в 19 веке. Крупнейшим достижением было создание романтической песни (Шуберт, Шуман), программной музыки (Берлиоз, Лист, Мендельсон, Шуман), инструментальной миниатюры (Шопен, Лист). Открытия произошли и в оперном жанре. На смену комической и серьезной классической опере приходит романтическая опера с различными темами: опера-драма ( Пиковая дама Чайковского), опера-сказка (Руслан и Людмила Глинки, Золотой петушок Римского- Корсакова), опера-историческая драма (Борис Годунов Мусоргского, Аида Верди), лирическая опера (Евгений Онегин Чайковского, Травиата Верди. Философской базой романтизма стали идеи Шопенгауэра, Ницше, Гете, Шиллера о свободе и индивидуализме личности.