logo
История музыки

2. Опера

Род музыкально-драматического произведения. Опера основана на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от различных видов драматического театра, где музыка выполняет служебные, прикладные функции, в опере она становится основным носителем и движущей силой действия. Для оперы необходим целостный, последовательно развивающийся музыкально-драматический замысел. Возникновение оперы в Италии на рубеже 16-17 вв. было подготовлено, с одной стороны, некоторыми формами ренессансного театра, в которых музыке отводилось значительное место, а с другой - широким развитием в эту же эпоху сольного пения с инструментальным сопровождением. Важнейший, неотъемлемый элемент оперного произведения - пение, передающее богатую гамму человеческих переживаний в тончайших оттенках. Через различный строй вокальных интонаций в опере раскрывается индивидуальный психический склад каждого действующего лица, передаются особенности его характера и темперамента.

Развитие симфонизма в 18-19 вв. расширило и обогатило возможности истолкования музыкой драматического действия в опере, раскрытия его содержания . Оркестр выполняет в опере многообразную комментирующую и обобщающую роль. Важная роль принадлежит оркестру также в создании фона действия, обрисовке обстановки, в которой оно происходит. В опере используются разнообразные жанры бытовой музыки - песня, танец, марш (в их многочисленных разновидностях. Песня или танец становятся средством реалистической типизации образа, выявления общего в частном и индивидуальном. Существуют оперы по преимуществу вокальные, в которых оркестру отведена второстепенная, подчинённая роль. Вместе с тем оркестр может быть главным носителем драматического действия и доминировать над вокальными партиями. В 1607 в Мантуе была поставлена опера «Орфей» К. Монтеверди, одного из величайших музыкантов-драматургов в истории музыки. Он внёс в оперу подлинный драматизм, правду страстей, обогатил её выразительные средства. В Венеции, ставшей в середине 17 в. гл. центром развития оперного жанра, в 1637 был открыт первый публичный оперный театр. К крупнейшим представителям венецианской оперной школы принадлежали Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Страделла. Тенденция к усилению мелодического начала Первым крупным представителем этой школы был Ф. Провенцале, главой её - А. Скарлатти, среди видных мастеров - Л. Лео, Л. Винчи, Н. Порпора и др. Оперы на итальянские либретто в стиле неаполитанской школы писали и композиторы других национальностей, в т. ч. И. Хасе, Г. Ф. Гендель, М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский. С течением времени драмтургическое содержание оперы всё больше отходило на задний план, Уже в середине 17 в. итальянская опера распространилась в ряде европейских стран. В 30-х гг. 18 в. в Италии возник новый жанр - опера-буффа, развившийся из комических интермедий, которые было принято исполнять между действиями опер-сериа . Вершиной развития оперы в 18 в. было творчество Моцарта, который синтезировал достижения разных национальных школ и поднял этот жанр на небывалую ещё высоту. Для каждого сюжета он находил особую форму воплощения и соответствующие выразительные средства. В «Свадьбе Фигаро» «Дон Жуане» В конце 18 в. во Франции возник жанр «оперы спасения», в которой надвигающаяся опасность преодолевалась благодаря смелости, отваге и бесстрашию героев. Эта опера обличала тиранию и насилие, воспевала доблесть борцов за свободу и справедливость Лучшие черты разных школ — внимание к поэтическому слову (Флоренция), серьезный духовный подтекст действия (Рим), монументальность (Венеция) — соединил в своем творчестве Клаудио Монтеверди (1567—1643) — первый классик оперы. Композитор родился в итальянском городе Кремона в семье врача. Как музыкант Монтеверди сложился еще в юности. Он писал и исполнял мадригалы; играл на органе, виоле и других инструментах.. Во многом благодаря Монтеверди в 1637 году в Венеции открылся первый в мире публичный оперный театр. Наиболее известны такие оперы Монтеверди, как «Орфей» (1607) и «Ариадна» (1608).В 1613 г. Монтеверди переехал в Венецию и до конца жизни оставался на службе капельмейстером в соборе Св. Марка. Богатая музыкальная жизнь Венеции открыла перед композитором новые возможности. Монтеверди пишет оперы, балеты, интермедии, мадригалы, музыку к церковным и придворным празднествам. Одно из оригинальнейших произведений этих лет - драматическая сцена "Поединок Танкреда и Клоринды" на текст из поэмы Т. Тассо "Освобожденный Иерусалим В 1642 г. в Венеции была поставлена "Коронация Поппеи" Монтеверди (либр. Ф. Бузинелло по "Анналам" Тацита). Последняя опера 75-летнего композитора стала подлинной вершиной, итогом творческого пути. В ней действуют конкретные, реально существовавшие исторические лица - римский император Нерон, известный своим коварством и жестокостью, его учитель - философ Сенека