logo
История музыки

22.Эпическая линия в русском искусстве.

Сочинения А.Бородина «Князь Игорь» и Сомфония №2.Александр Прокофьевич Бородин(1833-1887)великий композитор,выдающийся учёный-химик,обществ. деятель,талантливый литератор, дирижировал,играл на флейте,виолончели,рояле.Композитор создал оперу«Князь Игорь»,2-е симфонии(3-я незакончена), симфон.поэма«В средней Азии»,квартеты,романсы«Спящая княжна», «Море».Всё что должно было быть в симфонии «Млады»,вошло в «Князь Игорь»(величественная,масштабность,монументальность,стихийная мощь музыки).показанно торжественные проводы Игоря с его дружиной в поход,прославление единства князя во имя Руси,утверждения чистых от суеты характеров Игоря и Ярославы,преданных общественному делу,любящих свою страну,народ и друг друга. «Богарырская»-родство с предыдущей.-героическое,богатырское начало,слышат все.

23.Хар-ка творчества М.Мусоргского,

Обзор основных жанров. Оперы «Борис Годунов», «Хованщина».(1839-1881) «Могучая кучка» В 1849 году, переехав в Петербург поступил в немецкое училище Петришуле. Через несколько лет, не закончив училища, Модест был отдан на обучение в Школу гвардейских подпрапорщиков, которую закончил в 1856 году. Затем Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле. К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером и стремился стать «музыкусом». Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, анализировал гармонию, контрапункт и форму в сочинениях признанных русских и европейских композиторов, развивал в себе навык их критической оценки. В 1852 г. фирмой Бернард в Санкт-Петербурге издана фортепианная пьеса Мусоргского, первая публикация композитора. В 1858 г. Мусоргский написал два скерцо, из которых одно было инструментовано им для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте Русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна. Специальность Мусоргского — музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и поэтическому раскрытию слова. Оперу «Борис Годунов» по трагедии А.С.Пушкина — Мусоргский довёл до конца. Премьера на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 г. состоялась на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные измененения, поскольку репертуарный комитет театра забраковал первую редакцию за «несценичность». В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. «Борис Годунов» снова увидел свет — в редакции Н. А. Римского-Корсакова, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» по своему усмотрению. В 1872 г. Мусоргский задумал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина»), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но (за исключением двух фрагментов) не инструментована. Первую сценическую редакцию «Хованщины» в 1883 году выполнил Н. А. Римский-Корсаков. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Санкт-Петербурге, в зале Кононова, силами любительского Музыкально-драматического кружка. В 1958 году Шостакович выполнил ещё одну редакцию «Хованщины». В настоящее время опера ставится преимущественно в этой редакции.