logo search
История музыки

20. С творчеством а.С. Даргомыжского

В русскую музыку вошли новые художественные образы, новые идеи. В них утверждалось направление критического реализма. В музыке первым представителем такого направления стал Даргомыжский, выразитель мыслей нового поколения. Он разоблачал средствами своего искусства несправедливость современного общества. Композитору приходилось вести борьбу за утверждение своих творческих принципов. Главный из них – стремление к жизненной правде, реализму, достоверности изображаемых человеческих типов. Опера А.С. Даргомыжского «Русалка» впервые прозвучала в мае 1856 года. Она открыла новую страницу в истории русской музыки, Здесь ощутима и опора на русскую народную музыку, и жизненная правдивость сценических ситуаций, и образов. Вместе с тем «Русалка» – опера новая по своей направленности, в ней проявились демократизм композитора, интерес к простым людям. Он много играл на скрипке и фортепиано, участвовал в различных ансамблях, исполнял свои романсы. Когда Даргомыжскому был 21 год, он встретился с Глинкой, который работал над своей первой оперой. Это знакомство оказалось решающим для Даргомыжского. Если раньше он не предавал серьёзного значения своим музыкальным увлечениям, то теперь в лице Глинки он увидел живой пример художественного подвига. Даргомыжский в середине 30-х годов уже стал известным композитором, автором многих романсов, песен, пьес. Ранние романсы его ещё близки к типу салонной лирики или городской песни, что бытовала в демократических слоях русского общества. Но постепенно Даргомыжский осознаёт всё большую потребность в ином самовыражении. В середине 40-х Александр Сергеевич уезжает за границу в Париж – признанный центр европейской культуры, где молодой композитор мог бы удовлетворить свою жажду новых художественных впечатлений. Там он представляет европейской публике свои сочинения. Поездка за границу сыграла большую роль в формировании Даргомыжского как художника и гражданина. В конце 40-х годов творчество композитора достигло наибольшей художественной зрелости, и он задумывает оперу «Русалка».

В середине 60-х годов Даргомыжский снова уехал заграницу. Там, в европейских столицах, он слышал свои произведения, которым сопутствовал большой успех. Концерты, составленные целиком из произведений Даргомыжского, вызвали настоящий триумф. Радостно было возвращение на родину – теперь, на склоне жизни, Даргомыжский был признан широкой массой любителей музыки. Интерес к творчеству композитора вселил в него новые надежды, пробудил новые замыслы. Лучшим из этих замыслов оказалась опера «Каменный гость». Написанная на текст одной из «маленьких трагедий» Пушкина, эта опера явила собой необычайно смелый творческий поиск. Вся она написана речитативом, в ней нет ни одной арии и лишь две песни – будто островки среди речитативных монологов и ансамблей. Оперу «Каменный гость» Даргомыжский не закончил. Предчувствуя близкую смерть, композитор поручил закончить её своим молодым друзьям Ц.А.Кюи и Н.А.Римскому-Корсакову. Ими она и была завершена а затем и поставлена в 1872 году, уже после смерти композитора.

«Русалка» — Жанр оперы — психологическая бытовая музыкальная драма.В основу сюжета легла неоконченная драма А. С. Пушкина, опубликованная после смерти поэта под названием «Русалка». Премьера состоялась в мае 1856 года в Петербурге. Отношение к опере было двойственным: аристократия — презрительно, демократически настроенные посетители театра — восторженно.

21. В 1860–1870-е годы выдвигаются на передний план, вместе с ранее культивированными оперой, программно-симфонической музыкой и романсом, новые для русской композиторской практики жанры: многочастный симфонический цикл (формально первая симфония, созданная в России, принадлежит перу А.Г.Рубинштейна;

По смыслу же первые русские симфонии – это Первая симфония двадцатилетнего Римского-Корсакова, 1865, и Первая симфония, Зимние грезы, Чайковского, 1866), концерт для солирующего инструмента с оркестром (особенно широко представлен у Чайковского); серьезное развитие получает также балетная музыка (Чайковский, затем Глазунов); несколько позже развивается культура камерного ансамбля и светского хорового пения. Россия всегда поражала иностранцев великолепными хорами, преимущественно церковными (т.е. мужскими или состоящими из мужчин и мальчиков), однако светское хоровое пение долгое время оставалось в тени. Толчок к его распространению дало Русское хоровое общество, устроенное в Москве по инициативе профессора консерватории К.К.Альбрехта и купца-любителя И.П.Попова: оно просуществовало с 1878 по 1917, в 1887 в хор были введены женские голоса (в церковном пении подобное явление наблюдается позже – после 1905); общество имело свои классы, давало самостоятельные концерты и принимало участие в исполнении произведений кантатно-ораториального жанра. В Петербурге некоторое время существовала Бесплатная музыкальная школа (БМШ), созданная в 1862 хоровым дирижером, автором церковной музыки Гавриилом Алексеевичем Ломакиным (1812–1855) и композитором, пианистом, педагогом Милием Алексеевичем Балакиревым. БМШ предоставляла начальное музыкальное образование всем желающим и вела широкую концертную деятельность. Кроме Балакирева, во главе БМШ в течение ряда лет стоял Николай Андреевич Римский-Корсаков, и при нем концерты школы стали основным местом исполнения новой музыки русских композиторов; со второй половины 1880-х годов инициатива перешла к Русским симфоническим концертам, организованным меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым.«Могучая кучка», творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Петербурге в конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в. (известно также под названием Балакиревский кружок, ) В «М. к.» входили М. А. Балакирев (глава кружка), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, к ней временно примыкали А. С. Гуссаковский, Н. Н. Лодыженский, Н. В. Щербачёв. Её идейным вдохновителем был В. В. Стасов, давший группе это образное наименование. Композиторы «М. к.» явились последователями старших мастеров русской музыки - М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Идейно-художественные устремления «М. к.» сложились под воздействием эстетических принципов русских революционных демократов. Подобно другим вольным содружествам, возникшим в период демократического подъёма 60-х гг. XIX в. (Товарищество передвижных художественных выставок и др.), композиторы «М. к.» выступили против академической рутины, боролись за народность, национальное направление в русской музыке. Центром их музыкально-просветительной деятельности была Бесплатная музыкальная школа (создана в 1862 по инициативе Балакирева и хорового дирижёра Г. Я. Ломакина), в концертах которой исполнялись прежде всего произведения русских композиторов. Члены «М. к.» создали высокие образцы в области оперного, симфонического, камерно-вокальных жанров. Большое значение они придавали русской народной песне и фольклору других народов, широко используя их в своём творчестве. К середине 70-х гг. «М. к.» как единая сплочённая группа перестала существовать. Её эстетические принципы оказали влияние на многих русских композиторов. Могучая кучка- творческое содружество русских композиторов (М. Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, H Римский-Корсаков), сложившееся в конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в. Известно также под названием Новая русская музыкальная школа, балакиревский кружок. В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.В свою очередь, и Балакирев не потерял активность и продолжил распространять своё влияние, выпуская всё новых учеников в бытность свою на посту главы придворной Капеллы. Наиболее известным из его учеников позднего времени (впоследствии закончившим также и класс Римского-Корсакова)[ считается композитор В. А. Золотарёв.