6. Звуковедение – одно из основных художественно-выразительных средств хорового звучания.
Хоровое пение располагает различными вокальными штрихами, среди которых значительное место занимают приемы звуковедения. Эти приемы диктуются характером музыки, особенностями ее фактурного изложения. В хоровом пении и дирижировании наиболее часто используемые – legato, non legato (markato), stakkato.
Все указанные приемы звуковедения могут быть осуществлены лишь при условии умения певцов пользоваться дыханием. Поэтому во время исполнения того или иного певческого штриха руководитель должен обращать внимание участников хора на взаимосвязь звуковедения с дыханием, мышцами брюшного пресса, диафрагмой. Например, при звуковедении legato нельзя снимать звук с дыхания, а при исполнении staccato надо петь, как бы коротко прерывая (ослабляя) дыхание, но постоянно сохраняя при этом активное состояние мышц, регулирующих дыхательный процесс.
Существует три главных приема певческого звуковедения:
1. Legato, что означает «плавно, связно». Это наиболее трудный для овладения прием звуковедения. Вместе с тем именно навыки пения без толчков являются для певцов основополагающими. На базе пения legato вырабатываются все другие навыки звуковедения.
Петь legato, незаметно переходя от звука к звуку, как бы переливая голос из звука в звук, сохраняя на одном уровне силу всех составляющих мелодию звуков или постепенно усиливая и филируя их, есть большое певческое искусство.
Лучше всего прием legato удается в пении на гласные или с закрытым ртом. Самое трудное — сохранить legato при пении мелодии с текстом, так как согласные звуки, встречающиеся в нем, неизбежно прерывают вокальную линию. Необходимо добиваться как можно более короткого, но четкого и мягкого произношения незвучащих согласных, особенно б, п, к, д, т.
Пение legato можно сравнить с непрерывным и ровным звучанием смычка струнных инструментов. Так же ровно, плавно должен звучать певческий голос. Лирические напевные произведения исполняются приемом legato.
Дирижирование:
Прием legato (легато - связно): мягко, пластично, плавно, тягуче, ровно, без толчков. «Точки» на гранях долей в дирижерских схемах почти стираются, а доли схемы связываются между собой. Для этого необходима свобода всего мышечного аппарата (кисти, предплечья, плеча).
2. Staccato означает «отрывисто». Этот прием звуковедения прямо противоположен legato. Переходить к нему рекомендуется после овладения навыком связного, плавного пения. Обозначается этот штрих точками над или под нотами. При исполнении staccato звуки как бы подчеркиваются голосом легкими толчками (акцентами) и отделяются друг от друга цезурами (короткими паузами). Согласные с конца слога (если они не стоят в конце слова) переносятся к началу следующего слога. Прием staccato используется в подвижных, шуточных произведениях в звукоизобразительных целях.
Дирижирование:
Прием stakkato (стаккато - отрывисто) обычно исполняется либо одной кистью, либо кистью с предплечьем. «Точки» фиксируются очень четко, остро и отчетливо. Плечо и предплечье должны быть при этом абсолютно свободны. Путь от «точки» до «точки» в дирижерской схеме предельно сокращен.
3. Non legato — буквально — не legato, не плавно, не связно. Этот штрих состоит как бы из элементов двух предыдущих: с одной стороны, прием non legato предусматривает некоторое подчеркивание каждого звука мелодии (как staccato), но при этом нельзя допускать нарочитости акцентов, то есть, с другой стороны, исполнять мелодию надо на основе непрерывности, не делая цезур (пауз).
Штрихом non legato исполняются, например, произведения в подвижном темпе, когда следует передать характер взволнованности или особую значительность подчеркиванием каждого слога текста (Танеев. «Посмотри, какая мгла»). В работе над такими хоровыми партитурами следует наметить и выполнять динамику фраз, предложений, чтобы не получилось однообразное пение «по слогам».
Дирижирование:
Прием non legato (нон легато - несвязно): комбинированный, промежуточный, т.к. соединяет в себе особенности звуковедения и legato и non legato. Доли разграничены по отношению друг к другу, долевые движения ускорены, увеличивается значимость «точки» - исполняется упруго, с большей отдачей.
Markato (маркато - подчеркивая) требует острого, четкого удара кисти, но с сохранением эластичности, движение руки должно быть непрерывным
- Рекомендации к составлению аннотации хорового произведения Иркутск
- Содержание
- 1. Требования к оформлению аннотации хорового произведения
- Аннотация хорового произведения
- 2. Литературный текст
- 2. Вокально-хоровой анализ
- Элементы хоровой звучности; вокально-хоровые трудности и способы их преодоления.
- 4. Исполнительский анализ
- III. Заключение
- 4. Словарь эстетических эмоций на основе модальностей в.Г.Ражникова
- 5. Ритмическая организация речевого акцентного стиха
- 6. Звуковедение – одно из основных художественно-выразительных средств хорового звучания.
- 7. Общепринятые темповые разновидности
- 8. Хоровые жанры (духовные и светские) русской музыки
- 9. Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки
- 10. Периодизация хоровых жанров по эпохам:
- 11. Литература,