Раздел IV. Основные этапы развития зарубежной детской литературы (краткий обзор основных тенденций).
Основные пути развития зарубежной детской литературы XVII – начала XX веков. Средневековые сказания и легенды, основные сюжеты и образы (Роланд, певец Лоэнгрин, Тристан и Изольда, Фауст, капитан «Летучего Голландца» и др.) Интерес к сказке во второй половине XVIII века во Франции. Жизнь и творчество Ш.Перро. Немецкий приключенческий роман в творчестве Э.Распе («Приключения барона Мюнхгаузена»). Идеи эпохи Просвещения в творчестве Д.Дефо (воспитание героя в особых условиях, человек и природа, «естественный» человек). «Путешествия Гулливера» Д.Свифта (реалистический гротеск, идея терпимости к иным обычаям, уважение к чужим убеждениям). Немецкая романтическая традиция в произведениях Э.Т.Гофмана («Щелкунчик и мышиный король»). Восточные мотивы сказок В.Гауфа («Рассказ о калифе-аисте», «Маленький Мук»).
Жизнь и творчество Г.Х.Андерсена. Соотношение фольклорных сюжетов и фантастического вымысла. Обращение к сюжетам из детской жизни, судьба маленького и беззащитного героя в огромном мире. Нравственная проблематика сказок Андерсена. Развитие приключенческого жанра в и английской американской литературе. Приключенческие и научно-познавательные романы Т.Майн Рида. Охотники, натуралисты и путешественники – любимые герои писателя. Романтический мир Америки в приключенческих романах Ф.Купера (пенталогия о Кожаном Чулке). Своеобразное раскрытие морской темы в романе Г.Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит».
Общая характеристика развития зарубежной детской литературы конца конца XIX - начала XX века.
Поэзия Р.Киплинга. Мир взрослых и детей в произведениях М.Твена («Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий»). Зарождение и становление научной фантастики (Ж.Верн, Г.Уэллс).
Краткая характеристика английской «абсурдной» сказки. Жизнь и творчество Л.Кэрролла. «Алиса в Стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье». Особенности творческой манеры П.Треверс (четыре книги о Мэри Поппинс). Абсурдность ситуации, продолжение традиций литературы эксцентрики, современный мир глазами ребенка.
Творческие поиски в жанре литературной сказки в зарубежной литературе конца XIX - начала XX века. Д.Харрис («Сказки дядюшки Римуса»), Ф.Баум («Волшебник из страны Оз»), К.Коллоди («Приключения Пиноккио»). Парадоксальные сказки О.Уальда. Расцвет литературной сказки в 20-40-х гг. XX века: Х.Лофтинг «Приключения доктора Дулитла», А.Милн «Винни-Пух и все-все-все», А.Сент-Экзюпери «Маленький принц», Д.Барри «Питер Пэн».
Зарубежная литературная сказка второй половины XX века. Современная литературная сказка Скандинавии (Т.Янссон - цикл о муми-троллях). Жизнь и творчество А.Линдгрен. Протест против опеки, критики, запретов, «ребенок без взрослых» в повести-сказке «Пеппи – Длинный Чулок». Проблема взаимоотношения мира взрослых и детей в трилогии о Малыше и Карлсоне.
Формирование и развитие литературы «фэнтези». Жизнь и творчество Д.Р.Р.Толкиена. «Хоббит», трилогия «Властелин Колец». «Хроники Нарнии» К.Льюиса. Своеобразная интерпретация библейских сюжетов, воспитательное значение.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- Матрица соответствия компетенций и разделов (тем) дисциплины
- 5. Содержание учебной дисциплины Детская литература
- 5.1 Содержание разделов дисциплины
- Раздел I. Введение. Фольклор в детском чтении
- Раздел II. Основные этапы развития отечественной детской литературы. Система жанров детской литературы.
- Раздел III. Русская литература XX века для детей в детском чтении.
- Раздел IV. Основные этапы развития зарубежной детской литературы (краткий обзор основных тенденций).
- 5.2 Разделы и (или) темы дисциплины и виды занятий (технологическая карта)
- 5.3 Практические занятия
- 5.4 Самостоятельная работа Детская литература
- Рекомендации по выполнению плана самостоятельной работы
- 6. Тематика рефератов (презентаций)
- 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Художественная литература для чтения Отечественная
- Зарубежная
- 8. Образовательные технологии
- 8.1 Использование информационных технологий
- 8.2 Использование интерактивных методов
- 9. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
- 10. Контроль знаний студентов
- 10.1 Вопросы к экзамену
- Количество баллов мрс по результатам выполненной работы на занятиях по дисциплине «Детская литература» Итоговая оценка (до 60 баллов) складывается из оценки следующих видов работы:
- Базовый (обязательный) блок (40 баллов)
- Вариативный блок (60 баллов)