Раздел III. Русская литература XX века для детей в детском чтении.
Общая характеристика литературного процесса в России конца XIX- начала XX века. Поэзия «серебряного века» в круге детского чтения.
Традиции и новаторство в литературе для детей на рубеже 20 века. Серебряный век (И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, Н.С. Гумилёв, С.А. Есенин, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, А.М. Ремизов, А.К. Толстой). Основные тенденции развития учебной и научно-познавательной литературы для детей.
Детские журналы на рубеже веков.
Особенности литературного процесса первой половины 20 века. Массовая детская литература (феномен Лидии Чарской; критика массовой детской литературы в работах К.И. Чуковского, М. Горького).
Литература для детей – предмет особой заботы государства в 20-е гг.
Роль и место В.В. Маяковского в литературе для детей.
Литература 30-50—х гг.
Тема романтической устремленности к неизведанному, «дальних стран» - одна из главных тем в детской литературе 30-х –50-х годов (А. Гайдар, Р. Фраерман, К. Паустовский, Л. Кассиль).
Автобиографическое начало в детской литературе 30-х годов (А. Гайдар «Школа» (1930), Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (1935), В. Катаев «Белеет парус одинокий» (1936).
Темы первой любви в детской литературе 30-х годов (Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (1939)).
Особенности литературной сказки 30-х годов («Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935) А. Толстого, «Старик Хоттабыч» (1940) Л. Лагина, «Волшебник Изумрудного города» (1939) А. Волкова, «Приключения капитана Врунгеля» (1939) А. Некрасова и др.
Научно-фантастическая и приключенческая литература в детском чтении (А. Беляев «Человек-амфибия» (1928), «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Продавец воздуха» (1929), «Голова профессора Доуэля» (1925, нов. ред.1937), «Человек, нашедший свое лицо» (1940), «Ариэль» (1940).
Расцвет художественно-познавательной литературы для детей (Б. Житков, В. Бианки, М. Ильин, И. Соколов-Микитов, Е. Чарушин).
Исследование темы «детство и война» в произведениях для детей 40-х годов. Повести В.П. Катаева «Сын полка» (1944), Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» (1944) «Великое противостояние» (1941-1947) «Улица младшего сына» (1949).
Поэзия для детей 30 – 50-х годов.
Развитие драматургии для детей. Расцвет жанра драматургической сказки. Е. Шварц «Клад» (1933), «Красная Шапочка» (1937), «Снежная королева» (1939), С. Маршак «Теремок», «Двенадцать месяцев» и др.
Влияние социокультурных процессов эпохи «оттепели» на развитие детской литературы.
Интерес к личности ребенка, вера в ее самоценность в детской литературе 60-80-х годов. Образ детства как процесса со всеми его сложностями и радостями.
Новый этап развития автобиографической прозы о детстве (дилогия «Динка» (1954), «Динка прощается с детством» (1969) В. Осеевой, трилогия «Дорога уходит в даль» (1956), «В рассветный час» (1958), «Весна» (1961) А. Бруштейн, «Жизнь и приключения Заморыша» (1958-1962) И. Василенко). Погружение в сложный многоплановый мир детства.
Трансформация жанра «школьной» повести, доминирование интереса к проблемам семьи и семейного воспитания. Мир взаимоотношений детей и взрослых в произведениях А. Алексина, Р. Погодина, В. Железникова, Н. Дубова, А. Лиханова, Ю. Яковлева.
Формирование юношеской (подростковой) литературы, ее особенности и проблематика в произведениях А. Рыбакова, В. Алексеева, Л. Симоновой, Н. Матвеевой, С. Иванова и др. Исследование психологии подростка, драматических перипетий взросления. Тема первой любви.
Новый этап развития природоведческой литературы (книги Н. Сладкова, Г. Снегирева, Ю. Дмитриева и др.). Поэтизация природы.
Специфика юмора в прозе для детей 60-80-х годов. Соединение лиризма и юмора в произведениях В. Драгунского, В. Голявкина, Ю. Коваля.
Эволюция литературной сказки. Книги В. Губарева «Королевство кривых зеркал», Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» и др. Развитие жанра сказочной повести. Бытовая конкретность и правдоподобие ситуаций.
Жанр фантастической повести для детей (А. Мошковский «Пятеро в звездолете», К. Булычев «Девочка с Земли», Е. Велтистов «Приключения Электроника»).
Развитие поэзии для детей (В. Берестов, И. Токмакова, Р. Сеф, Г. Сапгир,
Ю. Мориц, Б. Заходер). Интерес к фольклору, усиление игрового начала.
Новый этап развития детской литературы в начале 90-х годов. Развитие периодики: возникновение журнала «Трамвай», альманаха «Ку-ка-ре-ку», издательства «Самовар». Расцвет поэзии для детей (объединение молодых поэтов «Черная курица»: О. Кургузов, Т. Собакин, Ю. Нечипоренко, С. Седов, Л. Яковлев). Усложнение художественного языка детской литературы на современном этапе, интеллектуальная направленность, интерес к эксперименту.
Влияние на современную детскую литературу канонов и схем массовой литературы. Жанры детектива и «фэнтези» в современной литературе для детей. Две тенденции развития литературы для детей: стремление к постановке сложной социально-этической проблематики, раскрытию подлинной правды жизни в детской литературе (А. Лиханов, С. Соловейчик) и тяготение к притчевости, метафорическому иносказанию, условным формам, игровой стилистике (Ю. Коваль, Л. Петрушевская и др.)
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- Матрица соответствия компетенций и разделов (тем) дисциплины
- 5. Содержание учебной дисциплины Детская литература
- 5.1 Содержание разделов дисциплины
- Раздел I. Введение. Фольклор в детском чтении
- Раздел II. Основные этапы развития отечественной детской литературы. Система жанров детской литературы.
- Раздел III. Русская литература XX века для детей в детском чтении.
- Раздел IV. Основные этапы развития зарубежной детской литературы (краткий обзор основных тенденций).
- 5.2 Разделы и (или) темы дисциплины и виды занятий (технологическая карта)
- 5.3 Практические занятия
- 5.4 Самостоятельная работа Детская литература
- Рекомендации по выполнению плана самостоятельной работы
- 6. Тематика рефератов (презентаций)
- 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Художественная литература для чтения Отечественная
- Зарубежная
- 8. Образовательные технологии
- 8.1 Использование информационных технологий
- 8.2 Использование интерактивных методов
- 9. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
- 10. Контроль знаний студентов
- 10.1 Вопросы к экзамену
- Количество баллов мрс по результатам выполненной работы на занятиях по дисциплине «Детская литература» Итоговая оценка (до 60 баллов) складывается из оценки следующих видов работы:
- Базовый (обязательный) блок (40 баллов)
- Вариативный блок (60 баллов)