logo search
КОНСПЕКТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУСКОЙ МУЗЫКЕ

26. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».

Народная музыкальная драма в 4 действиях с прологом. Либретто Мусоргского по трагедии А.С. Пушкина и материалам Н. Карамзина. 1 ред. – 1869 г. – отвергнута репертуарным комитетом Мариинского театра под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. 2 ред. – 1871 г. – добавлены 2 картины 3 д. (с главной ролью Марины Мнишек) и Сцена под Кромами. Первая (сильно сокращённая) постановка – в 1874 г. В 90-е гг. появилась ред. Римского-Корсакова. В советское время – ред. музыковеда П. Ламма и новая инструментовка Д. Шостаковича.

Сюжет. Пролог, 1 к. Во двор Новодевичьего монастыря согнали народ молить боярина Бориса Годунова стать царём. Угрожая дубинкой, Пристав велит толпе «глоток не жалеть». Едва пристав уходит, в толпе народа начинается шум, ругань: мало кто понимает, зачем их сюда согнали. Появляются калики перехожие (паломники к святым местам). Они против безвластия на Руси, за избрание царём Бориса.

2 к. В Кремле, перед Успенским собором народ славит Бориса, венчанного на царство. Борис мрачен, им владеют зловещие предчувствия.

1 д., 1 к. В келье Чудова монастыря заполночь монах Пимен дописывает летопись, вспоминая давние события. Просыпается послушник Григорий (Отрепьев), и рассказывает свой вещий сон. Узнав от Пимена, что убитый царём Борисом царевич Димитрий его ровесник, он решает выдать себя за чудесно спасшегося царевича.

1 д., 2 к. В корчму на литовской границе вместе с бродячими монахами Варлаамом и Мисаилом приходит Самозванец. Расспрашивает у хозяйки корчмы про дорогу в Литву. Появляются приставы с царским указом о поимке беглого еретика Гришки Отрепьева. Пристав хочет запугать Варлаама указом, и заставить его откупиться, объявляет Варлааму, что он и есть беглый еретик. Самозванец вызывается прочесть царский указ, и, глядя на Варлаама, называет его приметы. Варлаам отбивается от приставов, сам по складам читает указ, и обнаруживает в нём приметы Самозванца. Григорий выпрыгивает в окно, а приставы – за ним.

2 д. В царском тереме Кремля царевна Ксения плачет над портретом умершего жениха. Царевич Фёдор разглядывает «чертёж земли московской». Чтобы успокоить царевну, мамка и Фёдор затевают весёлую игру в «Хлёст» (в небылицы). Появляется Борис. Его мучат мысли о бедствиях страны, предательстве слуг, мучат воспоминания об убийстве царевича. Хитрый царедворец боярин Василий Шуйский рассказывает царю, что в Литве объявился самозванец под именем Димитрия. Борис начинает сомневаться в гибели царевича, и требует от Шуйского подтверждения. Боярин так красочно описывает злодейское убийство, что у царя случается припадок: ему мерещится убитый царевич.

3 д. 1 к. В Польше, в Сандомирском замке дочь воеводы Марина Мнишек принимает иезуита Рангони – посланца римского папы. Посланец требует, чтобы Марина притворилась влюблённой в Самозванца, и ускорила его поход с польскими войсками на Москву.

2 к. Ночью в саду замка у фонтана Самозванец мечтает о Марине. Иезуит Рангони выпытывает у Самозванца признание в любви к гордой красавице. Появляется Марина. Ласковыми словами и насмешками она разжигает честолюбие Самозванца, призывая его скорее в поход на Москву.

4 д. 1 к. На Красной площади перед собором Василия Блаженного народ обсуждает слухи о приближении войск Самозванца, предание анафеме (церковному проклятью) Гришки Отрепьева, и вечную память, что пропели в соборе царевичу Димитрию. Народ в недоумении, т.к. считает Самозванца живым царевичем. Появляется Юродивый в сопровождении ватаги мальчишек. Он садится на камень, чинит лапоть и поёт бессмысленную песню. Мальчишки отнимают у него копеечку, и он плачет. Из собора выходят царь и бояре: раздают народу милостыню. Царь спрашивает, о чём Юродивый плачет, и тот просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как он зарезал маленького царевича. Царь останавливает бросившуюся на Юродивого стражу, и просит молиться о себе. Юродивый отказывается: «Нельзя молиться за царя Ирода. Богородица не велит». И повторяет свою песенку с новыми, пророческими словами: «Лейтесь, лейтесь слёзы горькие».

2 к. В Грановитой палате Кремля боярская дума решает, что делать с Самозванцем. Появляется боярин Шуйский с рассказом о припадке царя. Входит царь. Шуйский предлагает ему послушать рассказ смиренного старца Пимена о чуде: прозрении слепого пастуха, помолившегося над могилой царевича Димитрия. Упоминание о царевиче вызывает новый припадок. Царь зовёт сына Фёдора, даёт ему последние наставления. Звучит погребальный колокольный звон. Борис требует схиму2 и умирает.

3к. На лесной прогалине под Кромами (Орловская губерния) толпа взбунтовавшихся бродяг издевается над царским воеводой боярином Хрущёвым: сажает на пень со столетней старухой и затевает шутовскую свадьбу. Появляются Варлаам и Мисаил с бунтовской песней, обвиняющей царя Бориса. Толпа вопит: «Смерть Борису!». Появляется Самозванец с польскими войсками, освобождает боярина Хрущёва и зовёт всех в поход на Москву. Все уходят. Остаётся Юродивый. В своей песне он предрекает нашествие врагов, горе и слёзы русским людям.

В начале оперы вместо увертюры оркестровое вступление. В основе музыки – мелодия в духе крестьянских протяжных песен, развитая по законам народной подголосочной полифонии. В развитии появляется стонущая интонация, а из неё – лейтмотив Пристава (бас). Первая хоровая сцена трёхчастна. В крайних разделах звучит хор народа «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» в характере народных плачей-причитаний. В среднем разделе звучат речитативы хоровых партий: «Митюх, а Митюх, чего орём?». В них слышны речевые интонации. При повторении хора «На кого ты нас покидаешь» - звучание более напряжённое (и на полтона выше).

Вторая картина Пролога открывается мощным и варварски-красочным колокольным звучанием оркестра. Звучит славильный хор «Уж как на небе солнцу красному слава»3. Использована народная святочная подблюдная (т.е. певшаяся во время гаданий) песня «А мы эту песню хлебу поём. Слава!». Вместе с оркестровым звучанием музыка хора создаёт восторженное праздничное настроение. Резкий контраст ему составляет первый монолог Бориса (баритон). Он начинается насторожённо-мрачным лейтмотивом царя, включающим «интонации вздоха». Монолог состоит из двух коротких разделов. Первый – «Скорбит душа. Какой-то страх невольный…» - более болезненно-мрачный. Второй – «Теперь поклонимся почиющим властителям Руси» - начинается с подражания церковной музыке, а затем переходит в торжественное приглашение на царский пир. После монолога вновь звучит славильный хор и колокольный звон.

Первое действие открывается оркестровым вступлением, где звучит первый лейтмотив Пимена-летописца (бас). Медленное трелеобразное движение у виолончелей создаёт образ неторопливого упорного труда летописца. Звучит монолог Пимена «Ещё одно последнее сказанье, и летопись окончена моя». Музыка возвышенная и смиренная. После слов «…Да ведают потомки православных своей земли минувшую судьбу» в оркестре звучит второй лейтмотив Пимена, соответствующий его воспоминаниям о героических событиях прошлого. В конце картины важна реплика послушника Григория «Борис, Борис. Всё пред тобой трепещет!» При упоминании о несчастном убиенном царевиче, впервые появляется лейтмотив Димитрия, ставший затем лейтмотивом Самозванца – короткая песенная фраза, простая и скорбная.

Вторая картина 1 д. также открывается оркестровым вступлением. В нём 3 темы: тема песни Варлаама «Как во городе было, во Казани», тема песенки бродячих монахов «Люд православный, люд честной, господний» (они повторяются дважды) и несколько изменённый лейтмотив Самозванца, (он каждый раз звучит иначе, «приноравливаясь» к новым обстоятельствам). Ярким музыкальным номером начала картины является песня Варлаама (бас) «Как во городе было, во Казани». Это музыкальный портрет «богатыря в рясе», мощного, разгульно-неистового. Музыка в духе народных исторических песен. Суровый колорит фригийского минора придаёт подчёркнутая в начале мелодии вторая пониженная ступень. Строение куплетное. Оркестровое сопровождение в куплетах меняется, отражая смысл слов. Вторая песенка Варлаама (захмелевшего от вина) «Как едет ён» основана на изменённой мелодии свадебной песни «Звонили звоны». На фоне этой песни звучит диалог Самозванца (тенор) и Хозяйки корчмы (меццо-сопрано). В конце картины, в сцене с приставами композитор реалистично показывает, как Варлаам по складам читает царский указ: его речь (на интонациях песенки «Как едет ён») развивается рывками, с остановками в середине фраз.

Второе действие содержит развёрнутую характеристику царя Бориса. Особенно ярко она дана во втором монологе Бориса. После оркестрового лейтмотива царя звучит 1 раздел монолога, начинающийся как вступительный речитатив «Достиг я высшей власти». Музыка величественная и скорбная. Музыка развивается в соответствии с фразами текста, отражая его настроение. Второй, основной раздел монолога («Тяжка десница грозного судьи. Ужасен приговор душе преступной») оформлен как три куплета, одинаково начинающихся, но по-разному развитых. Вслед за Пушкиным Мусоргский принимает и подчёркивает предположение о причастности Бориса к убийству царевича и приведших его к гибели муках совести. В конце монолога, при упоминании о болезненном видении («И даже сон бежит. И в сумраке ночи дитя окровавленное встаёт») в оркестре звучит музыка галлюцинаций. После большой сцены с боярином Шуйским (тенор), в конце действия помещена сцена с курантами. Под звуки боя часов (тритоновая интонация) Борисом овладевают болезненные видения. В вокальной партии звучит речитатив, переходящий в кульминации в говор, лишённый точной высоты. В оркестре – лейтмотив галлюцинаций, зыбкий (тремоло у струнных) и грозный.

В третьем действии особенно интересно окончание второй картины – «сцена у фонтана». По формальным признакам это типичная любовная сцена, а по смыслу – политический сговор двух авантюристов – Марины (меццо-сопрано) и Самозванца. По строению – это сквозная сцена, с чередованием разнохарактерных эпизодов. Последний из них («Ах, царевич, умоляю. О, не кляни меня за речи злые»)- любовный дуэт с упоительно лиричной музыкой.

В первой картине четвёртого действия ярко показан образ Юродивого (тенор). Его характеризует стонущий лейтмотив, в песенке («Месяц едет, котёнок плачет. Юродивый вставай, Богу помолися») простая песенная мелодия и ползучий аккомпанемент с увеличенными трезвучиями, характеризующий его безумие. После похищения мальчишками копеечки, Юродивый плачет (в вокальной партии - стонущие секундовые интонации из его лейтмотива), и на это звучание накладывается музыка хора народа: «Государь ты наш батюшка, подай Христа ради». К женским голосам добавляются мужские, внутреннее напряжение растёт, и прорывается в кульминации трагически-отчаянными и грозными возгласами: «Хлеба! хлеба! дай голодным!».

Во второй картине (в Грановитой палате) после рассказа Пимена о чудесном исцелении, звучит третий, последний монолог Бориса, обращённый к сыну Фёдору: «Прощай мой сын! Умираю». В нём быстрое чередование коротких разнохарактерных эпизодов, напоминающих музыку из 2 действия. В конце монолога звучит погребальный колокольный звон и монашеское пение, отпевающее ещё живого царя.

В начале третьей картины (Сцена под Кромами) звучит шутовской величальный хор «Не сокол летит по поднебесью» (использована народная свадебная песня), с припевом: «Слава боярину! Слава борисову!» Бунтовская песенка монахов Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкнули» (мелодия былины «О Вольге и Микуле» - «Жил Святослав девяносто лет») еще больше накаляет страсти. Словно гимн крестьянского бунта звучит яростный, мощный хор народа «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая». В среднем разделе лихая, задорная тема женского хора: «Ой ты, сила, силушка». В финале действия, после красочной (будто оптимистической) сцены появления Самозванца, словно трагическое многоточие звучит повторение песенки Юродивого - пророческий плач по русской земле: «Лейтесь, лейтесь слёзы горькие. Плачь, плачь душа православная!».

Опера «Борис Годунов» - одна из вершин мирового реалистического оперного искусства. Действие сложно-многоплановое, характеристики действующих лиц психологически правдивы, оркестр красочен и своеобразен.