13. Опера «Русалка»
Даргомыжский – «Великий учитель музыкальной правды» (М. Мусоргский)
Завершена в 1855 г. Третья классическая русская опера. Жанр – лирико-бытовая драма. Сюжет взят из неоконченной драмы А.С. Пушкина. Либретто, близкое к пушкинскому тексту сочинил композитор, добавив окончание, которого нет в драме. Князь в опере менее бездушен и эгоистичен, чем у Пушкина. Фантастические сцены, связанные с русалками, менее удачны, чем бытовые и обрядовые сцены, сольные и ансамблевые номера реальных персонажей. В опере 4 действия, в 3 и 4 д. по 2 картины.
Сюжет. 1 д. Мельница на берегу Днепра. Мельник (бас) поучает дочь Наташу (сопрано) как надо извлекать выгоду из своей молодости и красоты. На мельницу приезжает Князь (тенор), чтобы проститься со своей возлюбленной Наташей: он должен жениться на знатной невесте. Князь вручает Мельнику и Наташе подарки, не решается начать речь о разлуке. Мимо проходят крестьяне. По просьбе Мельника они поют и пляшут для Князя. После их ухода Князь намекает Наташе на предстоящую разлуку. Наташа догадывается обо всём. Потрясённая, она признаётся Князю, что скоро станет матерью. Пообещав не забывать Наташу, Князь поспешно уезжает. Покинутая девушка в приступе горя упрекает отца в том, что он из алчности не препятствовал их связи. В отчаянии она бросается в реку.
2 д. Свадьба в богатых княжеских хоромах. Гости поздравляют молодых. Подруги невесты насмехаются над Сватом (бас), а он по обычаю одаряет их подарками. Из толпы гостей доносится печальная песня о девушке, которая утопилась, милого друга проклиная. Князь узнаёт голос Наташи, приказывает слугам найти и прогнать мельничиху. Но её не находят. Когда Князь пытается поцеловать свою невесту, раздаётся женский стон. Свадебное веселье сорвано.
3 д.,1 к. (12 лет спустя). Князь охладел к Княгине, часто пропадает на охоте. Княгиня (меццо-сопрано) горюет. Ольга (сопрано), сирота, живущая у Княгини, пытается развлечь её весёлой песней. Узнав, что Князь решил остаться ночью на берегу Днепра, Княгиня с Ольгой отправляется его искать.
2 к. На берегу Днепра у мельницы русалки водят хороводы и греются в лучах луны. Услышав шаги, они исчезают. Появляется Князь. Он погружён в воспоминания о Наташе. Внезапно перед Князем возникает страшная фигура в лохмотьях. Это Мельник. Он безумен, вообразил, что он – ворон. Мельник рассказывает Князю, что живёт как дикий зверь, а заботится о нём внучка – Русалочка. Князь предлагает Мельнику жить у него в тереме, но тот набрасывается на Князя с криком: «Отдай мне дочь!» Подоспевшие слуги спасают Князя.
4 д., 1 к. В подводном тереме Русалка (Наташа) замышляет месть. Она посылает на берег свою дочь Русалочку, чтобы заманить Князя в воду.
2 к. Князь вновь на берегу Днепра. Из воды выходит Русалочка (без вокальной партии, говорит детским голосом) и зовёт его в подводный терем, уверяя, что Наташа любит и ждёт его. Из Днепра доносятся зовы Русалки. Князь готов идти, но его останавливают Княгиня и Ольга. Появляется Мельник и сталкивает Князя в воду. В подводном тереме русалки бросают труп Князя к ногам своей царицы.
В начале произведения увертюра, основанная на темах из оперы.
1 д. открывается арией Мельника: «Вот то-то, все вы девки молодые. Посмотришь - мало толку в вас». Форма куплетная с припевом. Плясовой аккомпанемент, диатоническая основа мелодии, в которой точно переданы речевые интонации, назойливые повторы (на словах «…одно и то же надо вам твердить сто раз…») создают образ простодушно-лукавого ворчливого старика, озабоченного своей выгодой.
Терцет (Наташа, Князь, Мельник). С появления Князя начинается большая сквозная сцена, в которой выделяются яркие по характеру ансамблевые эпизоды. Первый из них – Andante f-moll (начинает Наташа) «Ах, прошло то время, время золотое, как меня любил ты сердцем и душой». Музыка романсового характера, плавная певучая мелодия в гармоническом миноре, трехдольный размер (9\8), «гитарная» фактура сопровождения. Образ простой, бесхитростный (Наташа мягко печалится, что Князь стал реже бывать на мельнице). Партия Князя близка по характеру музыке Наташи.
Князь раздаёт подарки, чтобы доказать неизменность своих чувств. Наташа оживляется. Звучит второй ансамбль – Allegro moderato A-dur «Ласковым ты словом дух мой оживляешь и приветным взором счастье возвращаешь». Здесь музыка лёгкая, грациозная.
Хоры крестьян резко переключают действие. Показывая народно-бытовой фон основного действия, они отдаляют развязку, и тем обостряют психологический конфликт. Три хора построены по принципу нарастания темпа, энергии, веселья. Первый хор звучит медленно и печально, как крестьянская протяжная песня «Ах ты, сердце моё сердце ретивое». Запевает тенор тихо, будто издали. Подхватывает хор, он звучит всё громче – поющие приближаются. Второй хор – хороводная песня в среднем темпе, с использованием подлинного народного текста: «Заплетися плетень». Третий хор основан на подлинной народной мелодии – это плясовая песня «Как на горе мы пиво варили». Очень быстрый темп (Allegro vivace), хоровая скороговорка, стремительность движения в оркестре придают музыке характер удалого задорного веселья.
Дуэт Наташи и Князя. Это вторая сквозная сцена с чередованием сольных и ансамблевых эпизодов. В них многогранно и психологически точно показано нарастание тревоги у Наташи и неуклюжие попытки Князя намёками объяснить неизбежность разлуки, и тем смягчить неминуемый удар. Первый сольный эпизод, переходящий в дуэт («Бывало, издали уже спешишь ко мне с весёлою душою») имеет элегический характер, как напоминание о былом счастье. Второй эпизод, переходящий в дуэт начинает Князь: «Мой милый друг, ты знаешь, что на свете нет блаженства прочного». Поначалу вкрадчиво и печально, постепенно всё более оживляясь, Князь говорит о разлуке. Второй эпизод завершается горестно-протестующим возгласом Наташи: «Разве я за тобою вслед не вольна идти?». Стремительная сольная фраза переходит в дуэт с Князем. Третий эпизод – кульминация сцены. Наташа сама догадалась о причине неизбежной разлуки: «Теперь я понимаю всё». Эта фраза звучит обречённо. Следующая – с робким вопросом: «Ты женишься?». И возглас отчаяния: «Ты женишься!». Такой психологической точности и проработки мельчайших деталей (разговорных интонаций в мелодии, верно найденных гармонических, фактурных и др. приёмов) до Даргомыжского не было! Безвольно-покорный ответ Князя («Что ж делать? Суди сама, ведь мы не вольны жён себе по сердцу брать») постепенно переходит в романсово-распевный («Не кручинься! Бог и время исцелят печаль твою…»): тяжёлое для Князя объяснение позади. Завершается дуэтная сцена коротким эпизодом, где Наташа силится вспомнить что она должна сказать Князю. В оркестре звучит тема, изображающая движение мыслей Наташи (столь важная для композитора, что взята им в число тем увертюры к опере!). Князь поспешно уезжает.
Дуэт Наташи и Мельника. Мельник не сразу замечает горе дочери. Он так обрадован подаркам, что даже приплясывает: «Что за чудная повязка, вся в каменьях дорогих!». Наташа, будто передразнивая Князя (на его мелодии), объясняет отцу его отъезд: «Видишь ли, князья не вольны жён себе по сердцу брать!». Следующий эпизод выражает глубокое отчаяние покинутой девушки «О боже, он уехал. На век меня покинул!» В финале действия к дуэту Наташи и Мельника присоединяется хор крестьян, сочувствующих горю. Завершается действие обращением Наташи к царице Днепра, произнесённым словно в беспамятстве отчаяния. Оно звучит в быстром темпе (Allegro vivo), с необычными распевами, как языческое заклинание: «Днепра царица! Предаюсь могучей власти я твоей». Использована народная песня «Ох-ти, горе великое».
Событий 1 д. могло бы хватить на целую маленькую оперу: здесь есть завязка конфликта (любовь и социальное неравенство крестьянской девушки Наташи и Князя), развитие до психологической кульминации и трагическая развязка в самом конце действия. Сюжетная линия отношений дочери Мельника и Князя завершается.
2 д. Красочная картина княжеской свадьбы. В начале действия звучит торжественный величальный хор, прославляющий молодожёнов (этой темой открывается увертюра к опере): «Как во горнице-светлице, на честном пиру в боярском доме, за большим столом дубовым сизые два голубя сидят». Затем звучит Ария-дуэт (Княгиня ласково прощается с подругами и клянётся в любви Князю), Заздравный хор сменяет вставная танцевальная сюита (Славянский и Цыганский танец).
Финал действия. Сват просит девушек спеть. Звучит хор: «Сватушка, сватушка, бестолковый сватушка!» Это традиционное для свадебного обряда шуточное «корильное величание»: свата обвиняют во всех грехах и требуют раздачи подарков. Сват одаряет девушек. Внезапно мажор сменяется минором. Звучит Песня Наташи (голос Наташи в толпе гостей): «По камушкам, по жёлту песочку пробегала быстрая речка…». Мелодия широкая, неторопливая (Adagio), с множеством распевов. В аккомпанементе аккорды арфы, придающие «водяной» колорит. Завершается действие большим ансамблем с хором тревожного, взволнованного характера.
3 д., 1 к. В начале действия звучит Ария Княгини: «Дни минувших наслаждений, мне ль душою вас забыть?» Музыка романсового склада, трехчастная форма. Написана в характере традиционной «арии покинутой возлюбленной». Яркий контраст печальной минорной арии составляет бойкая народно-бытового склада Песня Ольги: «Как у нас на улице муж жену молил», написанная в куплетной форме.
3 д., 2 к. Наряду с 1 д., эта картина – важнейшая в драматургии оперы. Здесь даны яркие характеристики Князя и Мельника. Лирической заставкой, оттеняющей основное действие выглядят Хоры русалок в начале действия (в музыке этих фантастических персонажей нет ничего фантастического). Первый хор русалок: «Свободной толпою с глубокого дна, мы ночью всплываем, нас греет луна» имеет лирико-пейзажный, песенный характер. Приглушённый «вечерний» колорит музыке придаёт звучание в оркестре струнных инструментов с сурдинами. Второй хор русалок: «Любо нам ночной порою дно речное покидать. Любо вольно головою гладь речную разрезать» - более подвижен, с отрывистыми аккордами в сопровождении, придающими звучанию плясовой оттенок. Третий короткий хор («Тише, тише, птичка под кустами встрепенулася во мгле») менее самостоятелен, и служит завершением всего хорового номера.
Каватина Князя – первая обстоятельная характеристика этого персонажа. Безвольный и слабохарактерный, он здесь предаётся томительным и сладостным воспоминаниям и бесплодному раскаянию. В начале звучит развёрнутый напевный речитатив, основанный на выразительных речевых интонациях: «Невольно к этим грустным берегам меня влечёт неведомая сила; знакомые печальные места!» Музыка имеет элегический, задушевно-печальный характер. Основная часть арии («Мне всё здесь на память приводит былое») развивает тот же образ. Написана в традиционной трёхчастной форме с развивающей, более активной и эмоционально насыщенной серединой и напряжённой, высокой по тесситуре кодой.
Дуэт с хором (Князь и Мельник) – это большая сквозная сцена, завершающая действие. В ней контрастно сопоставляются разнохарактерные сольные и дуэтные эпизоды. В начале три сольных реплики Мельника, переходящие в дуэт с Князем. Первая из них «Я продал мельницу чертям запечным». Мельник, возомнивший себя вороном, уже не тот, что в 1 д.: вместо заискивающего подобострастья перед «сиятельнейшим князем» здесь его речь звучит гордо и трагически грозно. Плясовой ритм в сопровождении – это всё, что осталось от прежней характеристики Мельника. В вокальной партии широкие скачки на диссонирующие и уменьшенные интервалы, подчеркнутые акценты на слабых долях в оркестре характеризуют безумие Мельника. Вторая реплика – фантастический рассказ о том, как он «стал» вороном: «Ты помнишь, когда она кинулась в реку» – выражает огромную энергию движения. В оркестре – изображение фантастического полёта. Третья реплика: «С тех пор свободно летаю, с тех пор я вороном стал» - выражает гордое самодовольство безумца. В оркестровом сопровождении вновь появляется плясовая музыка (благодаря чему три реплики складываются в своеобразный трёхчастный эпизод, дающий Мельнику новую характеристику). Второй эпизод дуэта: «Да, стар и шаловлив я стал, за мной смотреть не худо» - кратковременное просветление ума Мельника – трагическая исповедь одинокого старика. Мелодия романсового склада на фоне «гитарного» аккомпанемента оркестра. В партии Князя короткие фразы с нисходящими окончаниями. Заключительный третий эпизод – кульминация всей картины. Князь крайне взволнован и растроган: «Ах, сердце рвётся, душа полна страданий!». Созданию этого настроения способствует темп Allegro vivace, преобладание в вокальной партии высоких, напряжённых нот. К дуэту присоединяется хор охотников, спасающих от Мельника своего господина.
4 д., 1 к. Открывают картину Танцы русалок ( в умеренном, подвижном и быстром темпе). Затем следует Сцена и ария Русалки. В Сцене применено сочетание пения (Русалка) и мелодекламации (детский голос Русалочки, говорящий на фоне звучания оркестра). В Сцене выделяется романсового склада ласково-вкрадчивое ариозо Русалки, обращённое к дочери-Русалочке: «Ты нежнее к нему приласкайся, мой друг, заведи разговор о себе, обо мне». В конце картины звучит Ария Русалки (типичная для традиционной оперы «ария мести»): «Давно желанный час настал! Жар мести и любви кипит в крови!». В этой арии показано превращение страстно любившей крестьянской девушки в гордую, пылающую ненавистью мстительную Русалку.
4 д., 2 к. Финал всей оперы, построен как большая сквозная сцена с непрерывным музыкальным и психологическим развитием. Здесь вновь чередуются сольные, ансамблевые эпизоды, мелодекламация (на фоне звучания оркестра - голос Русалочки, зовущей Князя в подводный терем). Очень ярко звучит Зов Русалки из вод Днепра: «Тебя, Князь милый, я призываю». Эта тема, основанная на секвенциях, столь важная в драматургии оперы, что стала одной из тем увертюры к опере.
Увертюра написана в сонатной форме на основе мало связанных между собой тем из оперы. Во вступлении три темы: Тема величального хора (из начала 2 д.), тема «мыслей Наташи» (из 1 д.) и тема «зова Русалки (из 2 к. 4 д.) Главная партия быстрая, бурная. Побочная партия – тема Наташи из дуэта 1 д.: «Бывало, издали уже спешишь ко мне с весёлою душою».
- Конспекты по руской музыке
- 1. Русское народное музыкальное творчество
- 2.Музыка русского средневековья
- 4.Романсы Алябьева, Варламова, Гурилёва русский бытовой романс в творчестве Александра Александровича алябьева, Александра Егоровича варламова, Александра Львовича гурилева
- 5. Михаил Иванович Глинка Творческий путь. (1804-1857)
- Глинка, Опера «Иван Сусанин».
- 6. Опера «руслан и людмила»
- 12. Александр Сергеевич Даргомыжский(1813 – 1869)
- 13. Опера «Русалка»
- 17. Романсы Даргомыжского
- 18. Русская Музыкальная Культура 60-70-х гг.
- 20. Опера Бородина «Князь Игорь»
- 23. Мусоргский Модест Петрович . Тв. Путь (1837-1881).
- 24. Мусоргский. Песни.
- 25. Мусоргский. «Картинки с выставки»
- 26. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».
- 30. Римский-Корсаков Николай Андреевич . Творческий путь.
- 31. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита Шехеразада.
- 37. Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста».
- 41. Иоганн Себастьян Бах
- 42. В.А. Моцарт (1756-1791)
- 43. Романтизм
- 44.Обзорный конспект по 20 веку.