37. Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста».
В опере 4 действия, имеющие свои названия. Либретто композитора и И.Ф. Тюменева по драме Л.А. Мея. Впервые поставлена в 1899 г. в Русской частной опере (театр С.И. Мамонтова). В основе – события времён правления царя Ивана IV Грозного.
Сюжет. 1 д. («Пирушка»). Царский опричник боярин Григорий Грязной (баритон) полюбил дочь новгородского купца Собакина Марфу (лирическое сопрано, сватался, но получил отказ: она просватана за боярина Ивана Лыкова (тенор). Грязной позвал в свой дом гостей. К нему приходят приближённый царя опричник Малюта (Григорий Лукианович) Скуратов (бас), Иван Лыков (тенор), царский лекарь немец Елисей Бомелий (тенор). Грязной угощает и развлекает гостей. Для них поёт бывшая возлюбленная Грязного Любаша (меццо-сопрано). Когда гости уходят, Грязной задерживает Бомелия и просит у него приворотного зелья, чтобы добиться любви Марфы. Разговор подслушала Любаша. Она решает погубить соперницу.
2 д. («Приворотное зелье»). На улице Александровой слободы, возвращаясь из церкви, Марфа и её подруга Дуняша (контральто) встречают знатного прохожего. Они не узнают в нём царя (без вокальной партии), но от его взгляда им становится не по себе. На улице появляется Любаша, идёт к дому Бомелия, вызывает его и просит яда для разлучницы. Бомелий соглашается, но в оплату требует любви Любаши. Ненависть к сопернице перевешивает отвращение к лекарю.
3д. («Дружко»). В доме купца Собакина (бас) ждут Марфу и Дуняшу с царских смотрин (царь решил выбрать себе невесту из знатных девушек). Мать Дуняши Домна Сабурова (сопрано), вернувшаяся со смотрин, успокаивает отца и жениха Марфы: царь на Марфу и не взглянул! Лыков не смеет верить счастью. Его поздравляет Григорий Грязной, обещавший быть дружкой (другом жениха) на свадьбе. Он сыплет приворотное зелье в чарку Марфы. Внезапно в дом приходит Малюта Скуратов, и объявляет Марфу невестой царя.
4 д. («Невеста»). В царских палатах от непонятной болезни чахнет Марфа. Грязной, принявший болезнь за действие приворотного зелья, объявляет Марфе о казни Лыкова. Марфа лишается рассудка, ей грезится её жених. В отчаянии Грязной признаётся в клевете на Лыкова и попытке приворожить Марфу. Появляется Любаша, и заявляет, что она подменила приворотное зелье ядом. Григорий убивает её. Его уводят на казнь.
Увертюра (в сонатной форме с кодой) средствами оркестра передаёт три важнейших образа оперы. Главная партия (стремительная, мрачная, тревожная, с резкими фанфарными звучаниями) связана с образами опричников. Побочная партия (широкая песенная мелодия) – с женскими образами оперы. В коде возвышенно и лирично звучит тема «Златых венцов» из арии Марфы из 4 д.
1 д. открывает Ария Грязного. В оркестре звучит лейтмотив Грязного, соответствующий словам арии «Не тот я стал теперь…». В начале – речитатив «С ума нейдёт красавица». Григорий вспоминает о неудачном сватовстве к Марфе. Ария в сложной трёхчастной форме. Основная тема («Куда ты удаль прежняя девалась») широко распевная и напряжённая. В среднем разделе («Бывало, мы, чуть девица по сердцу, нагрянем ночью») Грязной вспоминает свои прежние «лихие забавы». Оркестровая музыка изображает бешеную скачку на тройке. Пирушка показана чередованием сольных и хоровых номеров, среди которых выделяется светлое лирическое ариозо Лыкова – рассказ о путешествии в заморских краях («Иное всё, и люди и земля»). Затем звучит подблюдная хоровая песня опричников («Слава на небе солнцу высокому» - основана на народной песне «А мы хлебу славу поём» - её тема становится лейтмотивом царя Ивана). За ней - пляска с хором песенников и песенниц («Как за реченькой яр хмель»). По просьбе Малюты Любаша поёт гостям песню о горькой доле девушки, отданной замуж за немилого («Снаряжай скорей, матушка родимая под венец своё дитятко любимое»). Мелодия в духе протяжных крестьянских песен, звучит без сопровождения, что подчёркивает красоту напева. В сцене Грязного и Бомелия впервые звучит лейтмотив немца-лекаря («Я дам ему лихого зелья, как выпить даст, так девка и полюбит»). В заключительной сцене действия звучит дуэт Любаши и Грязного. В нём горькие жалобы страдающей девушки («Знать, не любишь больше ты свою Любашу») соединяются с горестно-досадливыми репликами Григория («Тяжко речи эти слушать»). Кульминация сцены – короткое ариозо Любаши («Ведь я одна тебя люблю. О, вспомни, вспомни, милый мой»). Мелодия построена на секвенции, охватывающей полторы октавы, звучит как взрыв страсти и отчаяния.
2 д. («Приворотное зелье) состоит из двух частей. В первой выделяется Ария Марфы. Марфа рассказывает историю своего знакомства с женихом – Иваном Сергеевичем Лыковым. После короткого, словно «расцветающего» оркестрового вступления звучит речитатив «В Нов`городе мы рядом с Ваней жили». Ария Марфы в сложной трёхчастной форме. Основная тема лирическая, песенная, простая и задушевная («Как теперь гляжу на зелёный сад»). В средней части три контрастных эпизода: игровой («Целый божий день мы с ним бегали»), в характере колыбельной («А родные все, на нас глядючи») и короткий восторженно-лирический эпизод на теме из коды увертюры («Что златые венцы для нас скованы»).
Вторая часть действия начинается оркестровым Интермеццо, основанным на теме песни Любаши из 1 д. («Снаряжай скорей»). В конце действия звучит Ария Любаши, выражая глубокую скорбь. После короткого речитатива («Вот, до чего я дожила, Григорий!») звучит основная тема («Господь тебя осудит, осудит за меня»). В мелодии сочетаются распевные широкие ходы и стонущие нисходящие интонации. В гармонии мажоро-минорные аккордовые сочетания, делающие колорит всё более мрачным, трагическим.
3 д. («Дружко») состоит из ряда бытовых сцен, где характер меняется от беспокойства за Марфу в начале, к чувству безоблачного счастья в Ариозо Лыкова в 3 сцене («Туча ненастная мимо промчалася»). В 4 сцене, в секстете с хором (поздравление жениха и невесты) и в величальной песне (Домна Сабурова и хор) ощущение радости и счастья достигает кульминации. Тем резче контраст с последней сценой – приход Малюты с царским словом. В оркестре мрачно и жестоко звучит в увеличении лейтмотив царя Ивана Грозного.
4 д. («Невеста»). Оркестровое вступление (чередование минорных аккордов) создаёт настроение мрачное, трагически-подавленное, которое господствует в первой половине действия. После появления Грязного с известием о казни Лыкова, музыка всё более драматизируется, действие развивается на резком контрасте светлой лирической музыки Марфы, принимающей Грязного за любимого Ивана Сергеевича, и мрачного драматизма Грязного. Его буйная, на знающая удержу натура и нестерпимая боль за погубленную Марфу, звучит в признании опричника: « Бояре! Я…я грешник окаянный!». Ария Марфы – главная (хотя и лирическая, тихая) кульминация акта. Перед ней речитативная сцена, где звучат «аккорды безумия» (Марфа принимает явь за страшный сон). Внезапная модуляция в ре бемоль мажор, светлое и сосредоточенное звучание: Марфа погружается в трогательные счастливые мечтания: «Взгляни, вон там, над головой, простёрлось небо как шатёр». Музыка развивает тему «Золотых венцов» («Венцы такие, милый мой, на нас наденут завтра»), появившуюся в увертюре и звучавшую в арии Марфы во 2 действии. Безмятежное счастливое спокойствие музыки арии создаёт резчайший контраст с реальностью. В Финале действия возвращается бурный, драматический характер музыкального развития. Появление, признание и гибель Любаши («Разведайся со мною») – короткий эпизод, построенный на мрачных аккордах вступления к 4 действию и музыке из конца 2 действия. Последнее ариозо Грязного («Страдалица невинная, прости») полно горестного раскаяния и тоски. С ним контрастирует тихая ласковая фраза Марфы: «Приди же завтра, Ваня!..». Тяжёлый возглас-вздох хора «Ох, господи» завершает оперу.
Лирико-драматическая, с трагической развязкой, опера «Царская невеста» - важный и блистательный этап оперного творчества Римского-Корсакова.
- Конспекты по руской музыке
- 1. Русское народное музыкальное творчество
- 2.Музыка русского средневековья
- 4.Романсы Алябьева, Варламова, Гурилёва русский бытовой романс в творчестве Александра Александровича алябьева, Александра Егоровича варламова, Александра Львовича гурилева
- 5. Михаил Иванович Глинка Творческий путь. (1804-1857)
- Глинка, Опера «Иван Сусанин».
- 6. Опера «руслан и людмила»
- 12. Александр Сергеевич Даргомыжский(1813 – 1869)
- 13. Опера «Русалка»
- 17. Романсы Даргомыжского
- 18. Русская Музыкальная Культура 60-70-х гг.
- 20. Опера Бородина «Князь Игорь»
- 23. Мусоргский Модест Петрович . Тв. Путь (1837-1881).
- 24. Мусоргский. Песни.
- 25. Мусоргский. «Картинки с выставки»
- 26. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».
- 30. Римский-Корсаков Николай Андреевич . Творческий путь.
- 31. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита Шехеразада.
- 37. Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста».
- 41. Иоганн Себастьян Бах
- 42. В.А. Моцарт (1756-1791)
- 43. Романтизм
- 44.Обзорный конспект по 20 веку.