logo
КОНСПЕКТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУСКОЙ МУЗЫКЕ

Глинка, Опера «Иван Сусанин».

Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») – опера в 4 д. с прологом и эпилогом, либретто барона Е. Розена (придворный поэт, секретарь наследника престола). Первая постановка в Петербурге (Большой театр) 27 ноября 1836 г. (ныне отмечается как день рождения русской музыкальной классики) под управлением капельмейстера Катарино Альбертовича Кавоса. Тему подсказал Василий Андреевич Жуковский. Этой же теме была посвящена поэма поэта-декабриста Кондратия Фёдоровича Рылеева, опера К.А. Кавоса. Царь Николай I покровительствовал созданию оперы, придумал её название – «Жизнь за царя». В советское время оперу переименовали в «Ивана Сусанина». В либретто поэта Сергея Городецкого были убраны все упоминания о царе и о боге.

Действие оперы происходит в 1612-1613 гг. («смутное время»). Польские войска захватили Москву. В Смоленске королевич Владислав ожидал, когда русские бояре провозгласят его московским царём. Боярин Михаил Романов, провозглашённый новым царём, скрывался от врагов в своём имении под Костромой. Туда был направлен польский отряд. Но крестьянин села Домнино Иван Осипович Сусанин, вызвавшийся провести отряд, сорвал убийство нового царя: завёл отряд в лесную глушь, погиб сам, но погибли и враги.

Строение оперы стройно и логично. Первое действие посвящено показу русских. В селе Домнино дочь Сусанина Антонида просит отца не откладывать её свадьбу с Богданом Собининым. Отец возражает: теперь не до свадеб, время военное. Есть на Руси воины, но нет достойных воевод. По реке приплывают ополченцы. С ними Собинин. Он рассказывает, что появился воевода Кузьма Минин, и скоро поляков разобьют. Обрадованный Сусанин соглашается не откладывать свадьбу дочери.

Второе действие посвящено показу поляков. В Польше, во дворце короля Сигизмунда бал. Поляки празднуют победы в Московском царстве. Но появляется гонец с вестями о поражении польских войск. Воинственные шляхтичи собирают отряд для нового похода на Москву.

Третье действие – столкновение русских и поляков. В избе Сусанина идут приготовления к свадьбе. Крестьяне уходят в лес за дровами. Появляются поляки, и требуют, чтобы Сусанин повёл их короткой дорогой. Сусанин посылает своего малолетнего приёмного сына Ваню за помощью в монастырский посад, к ополченцам Минина, а сам, делая вид, что польстился на деньги, соглашается вести врагов. После уходя Сусанина появляются подруги Антониды, чтобы поздравить невесту, и узнают о горе. Приходит Собинин. Он решает собрать крестьян и спешит выручать Сусанина.

Четвёртое действие – трагическая развязка. Первая картина (в настоящее время обычно пропускается). По лесной чаще в поисках врагов пробирается отряд Собинина.

Вторая картина (дописана позже оперы по просьбе певицы А. Воробьёвой – первой исполнительницы партии Вани). К воротам монастырского посада поздней ночью прибегает Ваня, будит посадских жителей и ополченцев, зовёт на помощь Сусанину.

Третья картина. В глухом заснеженном лесу пробираются усталые поляки. Они останавливаются на отдых, засыпают. Сусанин думает о своей гибели, мысленно прощается с близкими. Начинается вьюга. Поляки просыпаются, и убеждаются, что Сусанин завёл их в непроходимую глушь. Они убивают героя.

Эпилог. В Москве на Красной площади народ празднует победу над врагом. Появляются Антонида, Собинин и Ваня, рассказывают о гибели Сусанина. Народ прославляет героев – освободителей Родины.

В начале оперы увертюра, построенная на темах из оперы. Медленное вступление (печаль о погибших героях), основано на лейтинтонации оперы (квинта вниз, секста вверх) – теме мужского хора Интродукции и теме Вани из Трио из Эпилога оперы («Ах, не мне бедному»). Главная партия (тема хора крестьян из конца третьего действия) – тревожная, стремительная. Побочная (тема песни Вани из начала 3 д.) – мягкая, лиричная. В конце увертюры появляются интонации и ритм мазурки – символа поляков.

В начале 1 д. Интродукция (т.е. введение) – монументальная хоровая сцена. В ней чередуются мужской и женский хор. Первая тема (запев Русского воина-тенора и мужской хор) «Родина моя!» - основана на лейтинтонации оперы (квинта вниз, секста вверх). Эта же тема – во втором ответе Сусанина полякам в 3 д. («Страха не страшусь»). Вторая тема (женский хор) «На зов своей родной страны идут её сыны» - напоминает оживлённые крестьянские хороводные песни. В конце Интродукции обе темы соединяются в двойной фуге.

Ария (каватина и рондо) Антониды (сопрано). Каватина – вступительная часть, медленная, задумчивая, с многочисленными распевами. Голос перекликается с фразами кларнета и флейты (подражание народным инструментам). Антонида грустит, что откладывается свадьба. Вторая часть арии – рондо – быстрая, изящная, грациозная. Молодая девушка не может долго грустить, она предвкушает своё счастье.

Выход Сусанина (бас). Его речь звучит скорбно, веско, с достоинством: «Что гадать о свадьбе? Горю нет конца! Затоптан хлеб в полях, рыдает мать-земля!». Использован подлинный напев, услышанный от лужского извозчика.

Хор гребцов. Мужской хор в духе протяжных песен «Хороша у нас река» (в старой редакции: «Лёд реку в полон забрал»).

Трио «Не томи, родимый» (Антонида, Собинин, Сусанин). Прибывший с гребцами Собинин (тенор) рассказывает народу об ополчении Минина, и, обращаясь к Сусанину, просит не откладывать свадьбу. Тональность си-бемоль минор, мягкое движение в размере 6\8 создают лирико-элегическое настроение.

В финале 1 д. музыка солистов и хора выражает патриотическое воодушевление.

Второе действие. Открывается вставной балетной сюитой из 4 танцев: полонез, краковяк, вальс и мазурка (на сцене – дополнительный медный духовой оркестр). Эта музыка считается началом русского классического балета. Появление танцев в начале 2 д. – дань оперной традиции. Вместо вокальной музыки в духе крестьянских песен, характеризовавшей русских, здесь звучит оркестровая танцевальная музыка, характеризующая поляков.

Полонез – воинственный, парадный, горделивый танец-шествие. Вместе с оркестром плотными аккордами звучит хор: «Лей вина! Пей до дна! Добычу нам даёт война!».

Краковяк – быстрый, темпераментный, с упругим ритмом, молодцеватый и грациозный.

Вальс - изящный, лиричный, с красочной прозрачной инструментовкой.

Мазурка – воинственная, энергичная, блестящая, полная удальства.

Музыка танцев – красочный, разносторонний музыкальный портрет поляков – дань уважения композитора польской музыкальной культуре.

Третье действие. В начале звучит оркестровый антракт, основанный на скорбной теме романса Антониды «Не о том скорблю, подруженьки».

Песня Вани. Выражает, по словам Глинки «…тихую и беззаботную жизнь и благодарность благодетелю» - приёмному отцу. В соответствии с оперной традицией, партию юного мальчика исполняет женский низкий голос – контральто. Первая из двух частей песни – лиричная, с тихой грустью («Как мать убили у малого птенца») показывает Ваню как ещё ребёнка. Вторая часть – более активная, удалая («Ты в семью взял птенца чуть живого и растил сам бойца ты лихого») – показывает Ваню как будущего воина.

Хор и квартет. Оживлённый хор крестьян «Сейчас мы в лес идём» переходит в полный покоя и счастья квартет (Антонида, Ваня, Собинин, Сусанин). В начале в партии Сусанина звучит «тема семейного счастья» («Ну вот, я дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей»). Именно на эту двухдольную музыку русских накладывается трёхдольная тема полонеза появившихся поляков. Светлую тональность Соль мажор сменяет воинственная тональность военных духовых оркестров – Ми бемоль мажор. На теме мазурки звучит хор поляков, требующих идти с ними.

Три ответа Сусанина. 1-й ответ величественный и гордый: «Велик и свят наш край родной» - предвосхищение темы хора «Славься» из Эпилога. 2-й: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за родную Русь» - ответ на угрозы поляков. 3-й ответ: «Да, ваша правда! Деньги – сила. Червонцы лучше, чем могила!». Сусанин делает вид, что польстился на золото. В оркестре звучит тема мазурки.

Хор девушек. Резкий контраст сцене с поляками. После ухода Сусанина появляются девушки, чтобы поздравить невесту. Хор «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам» звучит лирично, безмятежно, в духе обрядовых народных песен. Этому способствует размер 5\4.

Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки». Использована мелодия романса Глинки «Не осенний частый дождичек», написанного за 7 лет до оперы. Музыка в духе скорбного лирического городского романса.

В финале действия большая сцена Собинина и крестьян, тема которой стала главной партией увертюры к опере.

Четвёртое действие. Первая картина, посвящённая ополчению Собинина, при постановках пропускается.

Вторая картина. Развёрнутая характеристика Вани, на глазах превращающегося из беззащитного ребёнка в мужественного взрослого человека.

Третья картина – сцена Сусанина с поляками в лесу. Начинается с музыки мазурки, которая здесь звучит болезненно, надломлено «Устали мы. Продрогли мы…». В центре картины предсмертная ария Сусанина. После речитатива «Чуют правду. Смерть близка…» звучит мрачная музыка заснеженного леса. В самой арии («Ты придёшь, моя заря…») выражено настроение мужественной скорби, глубокого раздумья. Мелодия широкая, песенная, в спокойном темпе. После арии звучит монолог Сусанина, в котором он прощается с родными. Звучат темы Антониды, Собинина, Вани. В финале действия Сусанин гневно и мужественно заявляет полякам «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал…».

Эпилог. Грандиозная картина народного торжества. Трёхчастная композиция. В крайних разделах звучит хор «Славься» - гимнический, напоминающий канты-виваты 18 века. В среднем разделе трио (Антонида, Ваня, Собинин) «Ах, не мне бедному» звучит скорбно, как плач по герою. Завершается опера грандиозным ликующим звучанием со звоном колоколов и возгласами хора «Виват».