logo
КОНСПЕКТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУСКОЙ МУЗЫКЕ

42. В.А. Моцарт (1756-1791)

«Солнечный свет в музыке, имя тебе «Моцарт» (А.Г. Рубинштейн)

«…Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки» (П.И. Чайковский).

Великий австрийский композитор. Гений мировой музыкальной культуры, вершина венской классической музыки 18 века, универсальный и многогранный композитор, автор шедевров во всех муз. жанрах (опера, симфония, концерт, камерная, духовная музыка и др.). Его музыку отличает правдивость, оптимизм, гуманизм. Он подытожил достижения австрийской, итальянской, немецкой (Мангеймской), французской, английской и др. музыкальных школ. Проявил себя как новатор в инструментальной музыке, реформатор оперы.

В опере – продолжатель Глюка, один из создателей зингшпиля («Бастьен и Бастьенна» - 1768, а первый зингшпиль И. Гиллера «Лорхен при дворе – 1767 г.). В симфонии развил достижения мангеймских мастеров и Гайдна (его симфонии 1788 г.(№39,№40, №41) более совершенны, чем «Лондонские симфонии Гайдна 1795 г).

Жизнь Моцарта распадается на 2 периода – зальцбургский (1756-1780) и венский (1781-1791). Он родился в г. Зальцбурге, столице маленького княжества, управляемого архиепископом, в музыкальной семье (отец Леопольд Моцарт – скрипач и педагог, сестра Нанерль – талантливая клавесинистка). С 6 лет концертные поездки (по Германии, во Францию, в Англию, где он подружился с И.Хр. Бахом и слушал оратории Генделя), сочинение пьес, сюит, даже симфоний. С 11 лет сочиняет оперы (в жанре буффа, зингшпиль, сериа). Первая опера «Аполлон и Гиацинт». В 12 лет поездка по Италии – концерты в Риме, Флоренции, Неаполе, сочинение, учёба в городе Болонья у учёного монаха падре Мартини. В 14 лет принят в члены Болонской академии музыки («академиками» были также А. Корелли, М. Березовский, К. Глюк, Е. Фомин). В 70-е гг. создана 25-я соль минорная симфония (предшественница 40-й), Хаффнер-серенада, концерты, квартеты, ряд опер («Асканио», «Сон Сципиона», «Мнимая садовница», «Король-пастух», «Идоменей»). В 1777 г. – поездка в Мангейм, где встречался с музыкантами местной капеллы (Ян Стамиц, Ксавьер Рихтер и др.). В 1778 г. – поездка с матерью в Париж (где мать умерла), знакомство с музыкой Глюка. В конце 70-х – оперы «Заида» и «Тамос, король Египта» (обе – попытка создания немецкой оперы, обе незакончены). Считал, что либретто должно быть лаконичным, что «поэзия должна быть послушной дочерью музыки». Пришёл к созданию разносторонних индивидуальных характеристик героев, нарушал традиции ради художественной правды. Его либреттисты: Кальцабиджи, Лоренцо да Понте, Шиканедер. Симфонизировал музыку опер.

В симфонической музыке М. чувствуется влияние оперы: драматизация, контрасты. Цикл симфоний преодолевает сюитность ради единства произведения. Первая симфония – в 8 лет. Лучшие – три последние - №39 ми бемоль мажор, №40 соль минор лирико-драматическая, №41 до мажор «Юпитер – монументальная, героическая.

С 1781 г. – венский период жизни и творчества. После ссоры и разрыва с архиепископом, переезда в Вену, женитьбы (на певице Констанции Вебер) против воли отца и разрыва с ним, наступило время трудностей и высших достижений. Благодаря меценату барону ван Свитену, увлёкся изучением музыки Баха и других старых мастеров. Подружился с Й. Гайдном. Сочинил оперы: зингшпиль «Похищение из сераля», буффа «Свадьба Фигаро», «весёлая драма» Дон-Жуан, буффа «Так поступают все», три симфонии 1788 года (№39. 40, 41), сериа «Милосердие Тита», зингшпиль «Волшебная флейта», Реквием.

М. умер в декабре 1791 г., похоронен в общей могиле для бедняков, место которой неизвестно.