logo search
История музыки

40. Исторический образ жанров оперы и балета в Беларуси (советский период)

В 30—40-е годы на советской балетной сцене появились спектак¬ли героического характера. Это время в жизни нашей страны — время грандиозных исторических событий, небывалого трудового подъема. Романтика подвигов советского народа нашла широкое отражение в искусстве. Новые идейно-художественные задачи фор¬мировали мировоззрение и эстетический вкус нового зрителя. Хореографическое искусство начинало формировать новый репер¬туар. Деятели советского балета стремились приблизить свое искусство к жизни, придать спектаклям героико-романтический характер. Новые темы, новые сюжеты потребовали обновления танцевального языка, введения на сцену ярких самобытных нацио¬нальных образов. Фольклорный танцевальный колорит вел хореог¬рафов к обогащению классической лексики элементами народного танца.Обращение к героической и исторической темам определило путь, по которому пошло развитие героического жанра. Это при¬вело к созданию замечательных реалистических балетов, построен¬ных на своеобразной пластике, гармонично объединяющих класси¬ческий танец с народным. В сценическом воплощении балетов героического жанра торжествовал герой-борец. Подлинные удачи сопутствовали героическим танцевальным образам, решенным средствами нового пластического языка, образам реалистическим, поэтически обобщенным.Художественное новаторство в героическом жанре тесно свя-зано с реальной действительностью. Романтическое соединяется с реальным, с конкретными переживаниями героев. Утверждение гуманистических идеалов содействовало усилению революцион¬но-романтических начал в этих балетах. Их героям присущ пафос мужественного, активного преодоления страданий, глубокое убеж¬дение в том, что самые нечеловеческие условия

существования не в силах истребить духовную красоту народа: