logo search
Muzyka_Shpora_redakt

29.Музыкальная культура Беларуси второй половины XVII –XVIII вв: общая характеристика. Выдающеися музыканты я.Голанд, э.Ванжура, м. Радзивил, м.К. Огинский)

Ян Голанд - немецкий композитор и дирижер, руководитель несвижской капеллы, преподавателей музыки в Вильнюсском Университет.

Творчество Яна Давида Голланда в конце XVIII - начале XIX в. оказало значительное влияние на развитие белорусского музыкальной школы эпохи классицизма.

До 2006 г. было завершено восстановление комической оперы композитора «Чужое богатство никому не служит». Сюжет произведения, впервые поставленного в 1785 г. в Несвижском театре магнатского рода Радзивиллов, представляет собой классический образец комической оперы своего времени. Кася - дочь богатого вдовца Чужапанка - полюбила батрака Янака. Однако жадный отец не хочет отдавать дочь с завидным приданым своему холопы. Но благодаря фантазии Янака, Чужепанок дает согласие на брак. До наших дней дошли только партии первой скрипки и контрабаса, а также вокала с текстом. Перевод арий и дуэтов с польского на белорусский язык сделал Василь Семуха, а драматург Сергей Ковалев восстановил утерянные диалоги. Художественный руководитель ансамбля солистов «Классик-авангард" Владимир Байдов создал оркестровые аранжировки, по составу несвижского оркестра последней трети XVIII в. Камерная партитура оперы, действующие лица в которой - всего три персонажа, делают произведение привлекательным для современного театрального жизни. 7 июля 2009 г. в Национальном академическом Большом театре оперы и балета состоялась премьера оперного спектакля «Чужое богатство никому не служит».

Ранее на белорусском языке звучала уже опера Я. Голланда «Агатка», восстановлена ​​в 1995 «Белорусским капеллой».

Э. Ванжура - рус. композитор и клавесинист. По национальности чех. С 1783 жил в России. До 1786 был муз. руководителем Воспитательного дома, инспектором муз. классов Петровского т-ра в Москве. В 1786-97 служил в дирекции имп. т-ров в Петербурге. Участник придв. камерных концертов. В 1785-94 издавал "Journal de musique pour le clavecin ou piano-forte dеdiй aux dames", где в 1790 напечатал "Русскую симфонию на украинские темы" - один из ранних образцов симф. разработки нар. тем в рус. музыке. Написал музыку комич. оперы "Храброй и смелой витязь Архидеич" (либр. Екатерины II, 1787, Эрмитажный т-р, Петербург; ставилась также под назв. "Иван-Царевич"). Другие приписываемые ему произв. (6 симфоний, струн. трио, квартеты, танцы для фп.) не сохранились.

Михаи́л Клеофа́с Оги́нский— знаменитый польский композитор и политический деятель Речи Посполитой, Великого княжества Литовского, участник восстания Костюшко, граф.

Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной» (польск. Pożegnanie Ojczyzny), более известный как полонез Огинского. Ряд исследователей также приписывает Огинскому музыку польского гимна Jeszcze Polska nie zginęła. Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.

В эмиграции композитор продолжает свою творческую деятельность. С именем Наполеона связана единственная опера Огинского «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799).

Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы — полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.