34.Музыкальные учреждения Беларуси (Театр оперы и балета, Театр музыкальной комедии, Филармония, Академия музыки).
Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь - единственный оперный театр и крупнейший театр в Республике Беларусь, расположенный в столице государства городе Минске, главная музыкальная и театральная сцена страны.
Расположен в историческом районе Минска — Троицком предместье в величественном здании, окружённом живописным парком, имеет статус памятника архитектуры национального значения.
Помимо оперной и балетной трупп в театре имеется симфонический оркестр (старейший творческий коллектив республики), хор, детский музыкальный театр-студия, творческий коллектив «Белорусская капелла».
Представления в театре идут в большинстве спектаклей на языке оригинала, а также на обоих государственных языках страны — на белорусском и русском.
История создания
Государственный театр оперы и балета БССР был создан на базе Государственной студии оперы и балета, существовавшей в Минске в 1930—1933 годах, и открылся 25 мая 1933 года постановкой оперы «Кармен». Собственного помещения у театра в то время не было, и вплоть до 1938 года все его спектакли проходили на сцене Белорусского драматического театра.
В первые годы работы театра на сцене были поставлены оперы «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балет «Лебединое озеро» и др.
Государственный театр музыкальной комедии Беларуси, а сейчасБелорусский государственный академический музыкальный театр— один из наиболее популярных и любимых в стране театров.
1970 год — создание.
До 2000 года носил название “Государственный театр музыкальной комедии Беларуси”.
17 января 1971 года — первый театральный сезон, которые открылся спектаклем “Поет “Жаворонок” белорусского композитора Юрия Семеняко.
В репертуаре театра на 2010 год - более тридцати разножанровых спектаклей.
На конец 2010 года в театре было поставлено более ста спектаклей (многие вошли в золотой фонд национальной культуры, стали значительными событиями в культурной жизни страны).
Белорусская государственная филармония
Официально открылась 25 апреля 1937 года в составе симфонического оркестра, оркестра белорусских народных инструментов, Белорусского ансамбля народной песни и танца и Белорусской хоровой капеллы.
Апрель 1963 года - открытие концертного зала (930 мест, район площади Я. Коласа).
На протяжении двух лет проводились ремонтные работы, было улучшена акустика зала, подсветка. Количество мест в Большом зале было сокращено до 688 и открыт Малый зал им. Г. Ширмы (200 мест).
26 января 2005 года - первый концерт в обновленном зале.
Творческие коллективы
Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь
Национальный академический народный оркестр Республики Беларусь им. И.Жиновича
Заслуженный коллектив Государственная академическая хоровая капелла Республики Беларусь им. Г. Ширмы
Государственный камерный оркестр Республики Беларусь
Государственный камерный хор Республики Беларусь
Ансамбль солистов «Классик-авангард»
Минский струнный квартет
Ансамбль солистов под управлением И.Иванов
Белорусский государственный ансамбль народной музыки «Свята»
Ансамбль «Камерата»
Фольклорная группа «Купалинка»
Концертно-гастрольный отдел
Филармония для детей и юношества
Белорусский поэтический театр одного актёра «Зніч»
Белорусская государственная академия музыки — высшее музыкально-педагогическое учебное заведение и научный центр музыковедения, фольклористики, эстетики, музыкальной педагогики в г. Минске. Основана в 1932 году, до 1992 года — Белорусская государственная консерватория им. А. В. Луначарского.
В 2000 году Белорусской Академии музыки был присвоен статус ведущего вуза национальной системы образования в области музыкального искусства.
Художественные коллективы Академии
симфонический оркестр «Молодая Беларусь»
камерныйоркестр «Gradus ad Parnassum»
оркестр духовых инструментов «Фанфары Беларуси»
оркестр русских народных инструментов
оркестр белорусских народных инструментов
академический концертный хор
ансамбль духовых инструментов «Интрада»
ансамбль духовых инструментов «Сиринкс»
32.Творчество белорусских композиторов – основателей профессиональной композиторской школы (В. Золотарева, Н. Чуркина, Н. Аладова, Е. Тикоцкого, А. Богатырёва и др.) Василий Андреевич Золотарёв(1873—1964) — русский и советский композитор и педагог. Преподаватель МГК имени П. И. Чайковского. Заслуженный артист РСФСР (1932). Народный артист БССР (1949). Окончил Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге. По специальности скрипач. В 1905 году он покинул С.-Петербург, некоторое время работал в Московской консерватории. В 1918 году, будучи профессором, уехал преподавать в Ростове-на-Дону, затем в Краснодаре и Одессе. С середины 1920-х годов В. А. Золотарёв преподавал в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко.С 1931 по 1933 год В. А. Золотарёв работал в Свердловске в музыкальном техникуме имени П. И. Чайковского. Здесь его учениками были Борис Гибалин, П. П. Подковыров и Георгий Носов. В 1933 году В. А. Золотарёв переехал в Минск, где по 1941 год преподавал в Белорусской консерватории. Здесь он написал симфонию «Белоруссия» (1934).В. А. Золотарёв написал 3 оперы, среди которых выделяется опера «Декабристы» (1925, новая редакция «Кондратий Рылеев», 1957), балет «Князь-озеро» (1949), 7 симфоний (1902—1962), 3 концерта, 6 струнных квартетов, кантаты, хоры, романсы. Николай Николаевич Чуркин- композитор и фольклорист. Нар. арт. Белорус. ССР (1949).В 1892 окончил Тбилисское муз. уч-ще по классу композиции у M. M. Ипполитова-Иванова. В 1892-1914 был учителем музыки и рисования, руководил хор. кружками в Баку, Каунасе, Вильнюсе. С 1914 жил в Белоруссии: до 1924 педагог учительской семинарии, организатор рабочей и красноармейской самодеятельности в Мстиславле, в 1924-35 преподаватель Пед. техникума в Могилёве, с 1935 в Минске. Собрал более 3000 мелодий песен и танцев разных народов, в т. ч. белорусских, опубликовал последние в 7-м вып. "Белорусского сборника" Е. Романова (1910; 53 песни) и сб. "Белорусские народные песни и танцы" (1949). Один из первых белорус. проф. композиторов, основоположник нац. жанрового симфонизма, детской музыки. Ему принадлежит также первый в белорус. музыке опыт создания оперы на революц. сюжет.Сочинения: опера Освобождение труда (1922, силами художеств. самодеятельности, Мстиславль), радиоопера для детей Рукавичка (1940, исп. 1948, солистами Белорус. радио); муз. комедии - Кок-сагыз (1939, силами художеств. самодеятельности, г. Горки), Песня Березины (1947, Белорус. т-р муз. комедии, Бобруйск); для орк. - 3 симфониетты (1925, 1949, 1955), 4 сюиты (1940, 1944, 1950, 1951), 2 миниатюры (1936); для орк. белорус. нар. инструментов - 4 сюиты (1945, 1951, 1953, 1955), увертюра Памяти Янки Купалы (1952); камерно-инстр. ансамбли - 11 струн. квартетов (1928-63); пьесы для фп., скр.; хоры, песни, романсы; обр. нар. песен и танцев; музыка к спектаклям драм. т-ра и др. Николай Ильич Ала́дов (1890—1972) — белорусский советский композитор, педагог. Народный артист Белорусской ССР (1955).В 1910 году Николай Аладов окончил обучение в Петербургской консерватории экстерном. С 1923 преподает в Государственном институте музыкальной культуры в Москве. В Минске с 1924 года, один из организаторов Белорусской консерватории, в 1944—1948 ее ректор, профессор. В годы войны, с 1941 по 1944, преподавал в Саратовской консерватории. Именем Н. Аладова названа музыкальная школа в Минске, установлена мемориальная доска. Один из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.Автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний, вокальных циклов на стихи Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка, других музыкальных произведений. Евге́ний Ка́рлович Тико́цкий (1893 — 1970) — советский белорусский композитор. Народный артист СССР (1955). Первое крупное сочинение композитора — Симфония (1924—1927), написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. К этому периоду также относится музыка к ряду театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и сам композитор. В столице Белоруссии Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 году он пишет одно из самых известных своих сочинений — оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого — «Алеся» — была поставлена лишь в 1944 году, после освобождения Минска от фашистских захватчиков. В годы войны композитор находился в эвакуации сначала в Уфе, затем в Горьком. По возвращении в Белоруссию Тикоцкий стал руководителем оркестра Белорусской государственной филармонии и председателем белорусского отделения СК СССР. Тикоцкий — один из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, написанные в классической и романтической манере, испытывают сильное влияние народных мотивов. Один из первых белорусских композиторов, сочинявших оперы и симфонии, он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX века. Анатолий Васильевич Богатырё́в (1913—2003), белорусский советский композитор и педагог. Народный артист РСФСР (1981). Основатель белорусской национальной композиторской школы. Профессор. Среди произведений А. В. Богатырёва Оперы «В пущах Полесья» — по повести «Дрыгва» Я. Коласа, постановка 1939 года «Надежда Дурова» (1946), постановка Ансамблем советской оперы Всероссийского театрального общества (1947) Для солистов, хора и симфонического оркестра Оратории «Битва за Беларусь» Кантаты «Сказ о Медведихе» на стихи А. С. Пушкина (1937) «Белорусским партизанам» на стихи Я. Купалы (1942) «Беларусь» на стихи Я. Купалы, П. Бровки, П. Труса (1949) «Ленинградцы» на стихи Джамбула Джабаева (1942) «Белорусские песни» слова народные и Нила Гилевича (1967). Государственная премия БССР (1969) «Рисунки родного края» «Юбилейная» Камерно-инструментальные произведения Фортепианное трио (1943) Сонаты для скрипки и фортепиано (1946), виолончели и фортепиано (1951), фортепиано (1958)
Моцарт: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» «Свадьба Фигаро» - Граф Альмавива, графиня Розина, Фигаро, Сусанна, Марцелина(ключница), Керубино(паж), Бартоло(доктор), Базилио(учитель музыки), Дон Курцио (судья), Антонио(садовник), Барбарина(его дочь) из комедии Бомарше «Безумный день или Женитьба Фигаро» (2 часть, первая Севильский цирюльник). Успех незначительный. Переделывалась в связи с цензурой. «Дон-Жуан» - Дон-Жуан, Командор, Донна Анна(его дочь), Дон Оттавио ( жених её), Донна Эльвира, Лепорелло (слуга Дон-Жуана), Церлина, Мазетто. Старинная легенда о Дон-Жуане. «Волшебная Флейта» - Зарастро, Тамино(принц), Царица ночи, Памина(её дочь), Папагено(птицелов), Папагена, Моностатос(мавр). сказка Виланда «Лулу» Верди: «Травиата», «Аида», «Риголетто» «Травиата» - Виолетта Валери, Флора Бервуа(её подруга), Аннина (горничная её), Альфред Жермон, Жорж Жермон(его отец), Гастон, виконт де Леторьер, Барон Дюфоль, Маркиз д Обиньи, доктор Гренвиль, Жозеф(слуга Виолетты). из драмы Дюма-сына «Дама с камелиями». Сначала провал, через год успех. «Аида» - Царь Египта, Амнерис(его дочь), Аида(рабыня, эфиопская царевна), Радамес(начальник дворцовой стражи), Рамфис(верховный жрец), Амонасро(царь Эфиопии, отец Аиды), гонец. национальный египетский сюжет, в честь открытия Суэцкого канала, открытие театра в Каире, автор египтолог Мариетт, треумфальный успех. «Риголетто» - герцог Мантуанский, Риголетто(придворный шут), Джильда(его дочь), Спарафучиле(бандит), Маддалена(его сестра), Джованна(служанка Джильды), граф Монтероне, граф Чепрано, графиня Чепрано. драма Гюго «Король забавляется»(король Франциск I) огромный успех. Вагнер: «Тангейзер», «Лоэнгрин» «Тангейзер» - Герман(ландграф Тюрингии», Рыцари-певцы, Тангейзер, Вольфрам фон Эшенбах, Елизавета(племянница ландграфа), Венера. 3 легенды о Тангейзере, состязании певцов в Вартбурге, Елизавете(истязание мужем и свекровью). Большой успех. «Лоэнгрин» - Лоэнгрин, Генрих Птицелов(германский король), Фридрих фон Тельрамунд(брабантский граф), Ортруда(его жена), Эльза(принцесса брабантская), герцог Готфрид(её брат). легенда о Лоэнгрине, Вагнер похож на Лоэнгрина. Вагнер увидел её на сцене только через 11 лет. Из-за революционных событий премьера не состоялась. Бизе: «Кармен» - Кармен(циганка, работница сигарной фабрики), Дон Хозе(бригадир), Эскамильо(тореадор), Микаэла(невеста Хозе), Моралес(сержант), Фраскита и Мерседес(подруги Кармен). Новелла франц. писателя Мериме, облагоражеваеие характера Кармен, успеха не было, Чайковский пророчил ей успех лет через 10. Пуччини: «Тоска», «Чио-Чио-сан», «Богема» «Тоска» - Флория Тоска(знаменитая певица), Марио Каварадосси(художник), Барон Скарпия(шеф полиции), Чезаре Андежлотти, ризничий, Сполетта(агент полиции) Пьеса Сарду, большой успех. «Чио-Чио-сан»(мадам Баттерфляй) – Чио-Чио-сан, Сузуки (служанка её),П инкертон(лейтенант американского флота), Кэт(его жена), Шарплес(американский консул), Горо(сват), принц Ямадори, Бонза Новелла американского писателя Лонга. Опера провалилась. После незначительных изменений имела большой успех. «Богема» - Рудольф(поэт), Марсель(художник), Шонар(музыкант), Коллен(философ), Бенуа(домохозяин), Мими, Мюзетта, Альциндор. роман франц. писателя Мюрже «Жизнь богемы», Латинский квартал в Париже. Глинка – «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» «Иван Сусанин» - Иван Сусанин(крестьянин села Домнино), Антонида(дочь его), Ваня(приёмный сын), Богдан Собинин(ополченец, жених),Сигизмунд, гонец польский. «Марьина роща», Жуковский предложил другую тему. Принята с восторгом, замена названия на «Жизнь за царя». «Руслан и Людмила» - Светозар(великий князь Киевский), Людмила(его дочь), Руслан(киевский князь, жених Людмилы), Ратмир(князь хазарский), Фарлаф(князь варяжский), Горислава(пленница Ратмира), Финн(добрый волшебник), Наина(злая волшебница), Баян(певец), Черномор(злой волшебник, карла). на произведение Пушкина, исчезли одни персонажи, появились другие. Римский-Корсаков – «Садко», «Снегурочка», «Царская невесте», «Сказка и Царе Салтане» «Садко» - Фома Назарьич, Лука Зиновьич, Садко(гусляр и певец в Новгороде), Любава Буслаевна(жена его), Нежата(молодой гусляр из Киева-города), Дуда, Сопель,Океан-море, Цари морской, Волхова. письмо Стасова и большой одобрительный ответ, опера прошла с большим успехом. Ильмень-озеро. «Снегурочка» - Царь Берендей, Бермята (ближний боярин), Весна-красна, Дед-Мороз, Снегурочка, Бобыль-Бакула, Бобылиха, Лель (постух), Купава, Мизгирь(торговый гость), Леший. Сказка Островского, писалась легко, премьера прошла с большим успехом. «Царская невеста» - Василий Степанович Собакин(новгородский купец), Марфа(его дочь), Опричники: Григорий Грязной, Малюта Скуратов, Боярин Иван Сергеевич Лыков, Любаша, Елисей Бомелий(царский лекарь), Домина Ивановна Сабурова(купеческая жена), Дуняша(её дочь, подруга Марфы), Петровна(ключница Собакиных) драма Мея одноимённая, написана за 10 месяцев. «Сказка о царе Салтане» - Царь Салтан, Царица Милитриса, Ткачиха(средняя сестра), Повариха(старшая сетра), сватья баба Бабариха, Царевна Лебедь-птица, Царевич Гвидон, Старый дед, Гонец, скоморох, корабельщики, голоса Чарадея и духов. Сказка Пушкина по предложению Стасова, к 100-летию Пушкина. Чайковский – «Евгений Онегин», «Пиковая Дама» «Евгений Онегин» - Ларина(помещица), её дочери: Татьяна и Ольга, Филипьевна(няня), Евгений Онегин, Ленский, Князь Грёмин, ротный, Зарецкий,Трике, Гильо(камердинер Онегина) Пушкин, начписал за одну ночь сценарий, большой успех. «Пиковая Дама» - Герман, граф Томский, князь Елецкий, Чекалинский, Сурин, Чаплицкий, Нарумов, распорядитель, Графиня, Лиза, Полина, гувернантка,Маша, мальчик-командир. Интермедия: Прилепа, Миловзор(Полина), Златогор(граф Томский). Пушкин, за 44 дня была написана, огромный успех.
- 1.Виды музыкального творчества (фольклор, церковная музыка, композиторское профессиональное творчество).
- 2.Периодизация музыкальной культуры Западной Европы.
- 3.Стиль барокко (XVII – первая половина XVIII века). Новые инструментальные жары светской музыки. Творчество и.С.Баха и а.Вивальди).
- 4.Формирование жанра оперы в городах Италии (XVII – первая половина XVIII веков). Певческие голоса.
- 5.Венская классическая школа и её представители и.Гайдн, в.Моцарт, л.Бетховен. Состав симфонического оркестра. Инструментальная музыка: симфония, соната, классический
- 6.Характеристика творчества л.Бетховена. Симфоническое творчество (симфония №3,5,9).
- 7.Характеристика творчества в.Моцарта. Инструментальные сочинения, обзор оперного творчества: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта».
- 8.Музыкальный романтизм: истоки, темы, сюжеты, образная система, жанры.
- 9.Творческий портрет ф.Шуберта
- 10.Характеристика творчества д.Верди. Оперы «Травиата», «Аида», «Риголетто».
- 11.Оперная реформа р.Вагнера. Оперы «Лоэнгрин», «Тангейзер».
- 12. Творчество ж.Бизе. Опера «Кармен».
- 14.Веризм в итальянской опере. Оперы д.Пуччини «Тоска», «Чио-чио-сан», «Богема».
- 13.Музыкальный импрессионизм. Творчество к. Дебюсси, м.Равеля.
- 15. Русская музыка. Основные виды музыкального творчества: фольклор, религиозные жанры, профессиональное композиторское творчество.
- 16.М. Глинка: творческий путь, обзор основных жанров.
- 20.Характеристика оперного творчества н. Римского-Корсакова. Оперы «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане».
- 17.Музыкальная культура России 1860-1870-х годов: первые консерватории, Русское музыкальное творчество, содружество композиторов «Могучая кучка».
- 18.Эпическая линия в творчестве а.Бородина. Опера «Князь Игорь».
- 20.Характеристика оперного творчества н. Римского-Корсакова. Оперы «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане».
- 21.Оперы Римского-Корсокова «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
- 24.Характеристика творчества с.Рахманинова.
- 22.П.Чайковский: обзор основных жанров, черты стиля. Балетная реформа п.Чайковского-м.Петипа).
- 27. Русская музыка советского периода: композиторы и сочинения. Обзор оперного и балетного творчества с.Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта».
- 23.Оперы п.Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама».
- 28. Русская музыка советского периода: композиторы и сочинения. Обзор творчества д. Шостаковича.
- 26.Меценаты в русской музыке (н. Фон Мекк, с.Мамонтов, м. Беляев).
- 29.Музыкальная культура Беларуси второй половины XVII –XVIII вв: общая характеристика. Выдающеися музыканты я.Голанд, э.Ванжура, м. Радзивил, м.К. Огинский)
- 25.Балетное творчество и. Стравинского («Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица»).
- 31.Муз. Культура Беларуси. Роль музыки в театре и. Буйницкого.
- 30.Музыкальный театр Беларуси XVIII века: школьная опера, частнособственнические театры белорусских магнатов (Несвиж, Гродно, Слоним, Шклов и другие).
- 33. Обзор жанров оперы и балета в Беларуси (советский период)
- 34.Музыкальные учреждения Беларуси (Театр оперы и балета, Театр музыкальной комедии, Филармония, Академия музыки).