logo
Muzyka_Shpora_redakt

31.Муз. Культура Беларуси. Роль музыки в театре и. Буйницкого.

Наполео́н О́рда — польский литератор и композитор, музыкант, художник, педагог.

Автор полонезов, мазурок, вальсов, ноктюрнов. Составил «Grammaire analitique et pratique de la langue polonaise a l’usage des Français» («Грамматики польского языка для французов», Париж, 1856; Берлин, 1858, в передел. виде — Варшава, 1874), издал «Album dziel kompozytoròw polskich» (1838), «Gramatyka muzyki» («Грамматика музыки», Варшава, 1873) и альбом видов губерний Гродненской, Виленской, Минской, Ковенской, Волынской, Подольской и Киевской, материал для которого собрал во время своих путешествий.

На каждом рисунке Орды есть небольшая деталь — непринужденно, словно ненароком, изображены люди.

Творческим и жизненным кредо художника были слова: «Кто хоть горстью землю носит, тот сможет насыпать гору». Имя художника и его творчество хорошо известны в Беларуси и Польше. Издавались отдельные альбомы его рисунков, каталоги произведений.

Михаил Ельский - выдающийся деятель музыкального искусства Беларуси второй половины ХIХ – начала ХХ вв., прославленный скрипач, талантливый композитор, публицист, фольклорист и музыкально-общественный деятель. Ученик В. Банькевича и А. Вьетана, М. Ельский ранее всего прославился как скрипач-виртуоз. В его репертуаре была широко представлена скрипичные произведения И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, К. Липиньского, Л. Шпора и др. Современники отмечали в его игре не только исключительную технику, но также глубокую музыкальность. Музыкально-публицистическая деятельность М. Ельского была связана с польской газетой “Ruch Muzyczny”, в которой появилось большинство его статей и очерков по вопросам скрипичной музыки. Помимо исполнительской и композиторской деятельности М. Ельский занимался собиранием, изучением и аранжировкой белорусского фольклора, а также выступил в числе организаторов Минского музыкального общества (1880) – первой на территории Беларуси музыкально-общественной организации. Музыкальное наследие М. Ельского достаточно обширно и разнообразно. Оно включает около 100 сочинений, в том числе два скрипичных концерта, серию фантазий, вариации, полонезы, концертные мазурки и др.

Игнат Буйницкий

Получил неофициальное звание бацька беларускага тэатра

Родился в 1861 году. Актер, театральный деятель, режиссер - все это сошлось в одном человеке. Организовал театр в 1907 году, который впоследствии получил наименование «Первая белорусская труппа, или Театр Игната Буйницкого».

Театр выступал со спектаклями в деревнях Белоруссии. Но этим все не ограничивалось. Кроме Белоруссии, театр Буйницкого так же гастролировал в Минск, Петербург, Вильню, Варшаву и прочие города. Практически все спектакли Игнат Буйницкий ставил сам. В 1917 году стал инициатором создания "Первого товарищества белорусской драмы и комедии" в Минске.

В своей музыкально-театральной деятельности он продолжал развивать на более высоком профессиональном уровне традиции театра В. Дунина-Марцинкевича. Он широко пропагандировал музыкальное творчество народа, его песни и танцы, стремился к созданию синтетического театра, в котором, кроме драматического искусства, были бы представлены хоровое пение и народная хореография.

В репертуар театра И. Буйницкого входили популярные пьесы белорусских и украинских драматургов.Одновременно И. Буйницкий тщательно отбирал для своих выступлений народные песни.

Своей деятельностью Игнат Буйницкий вывел народную хореографию на широкую дорогу жизни, дал путевку на концертную эстраду. Исполнение народных танцев труппой Буйницкого способствовало зарождению в Беларуси профессионального искусства и появлению национального балета.

Театр Буйницкого пустил глубокие корни. Музыкально-драматические кружки, распространившиеся на территории Беларуси, развивая его традиции, продолжали формирование национального театра.