26.Меценаты в русской музыке (н. Фон Мекк, с.Мамонтов, м. Беляев).
Надежда Филаретовна фон Мекк— русская меценатка.
После смерти своего мужа Надежда фон Мекк начинает оказывать значительную финансовую поддержку композиторам — Николаю Рубинштейну, который в то время возглавлял консерваторию, и начинающему Клоду Дебюсси, наставнику по музыке дочерей фон Мекк.
С 1877 года Надежда фон Мекк начала оказывать значительную поддержку Петру Ильичу Чайковскому. Впоследствии она предоставляла ему настолько большое финансовое пособие (6 000 рублей в год), что он смог оставить профессуру в Московской Консерватории, чтобы сосредоточиться исключительно на творчестве. Надежда фон Мекк в письмах к Чайковскому всегда подчёркивала тот факт, какую большую роль в её внутренней жизни играет его великая музыка.
В знак признательности Чайковский посвятил свою 4-ю Симфонию Надежде Филаретовне. Она из скромности не пожелала, чтобы там значилось её имя, и композитор указал на титульном листе партитуры — «Посвящается моему лучшему другу». Его «Траурный марш» (ныне утерянный), написанный в 1877 году и 1-ая сюита для оркестра, также посвящены ей.
Духовная связь с Надеждой фон Мекк оказалась для Чайковского столь мощным фактором, что, несмотря на свою психологическую неуверенность в своих силах, он мог продолжать работать, игнорируя критику, которая постоянно преследовала его самого и его творения почти до конца жизни. Так, после того, как была раскритикована его 5-я Симфония, Надежда фон Мекк умоляла его не малодушничать и упорно продолжать свой творческий путь.
Однако, с октября 1890 года Надежда фон Мекк уже не имела возможности далее оказывать финансовую поддержку Чайковскому, поскольку её собственные дела в то время резко пошли на убыль. Умерла Надежда фон Мекк от туберкулеза в начале января 1894 года, пережив Петра Ильича Чайковского лишь на два месяца.
Са́вва Ива́нович Ма́монтов — русский предприниматель и меценат.
Савва Мамонтов активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивались домашние спектакли, даже организовал на сцене театра Солодовникова частную оперную труппу (1885; частные труппы были разрешены с 1882). В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.
Культурная деятельность Мамонтова была многим неприятна, даже родственникам, уж не говоря о директорах железной дороги, инженерах. Однако Мамонтов вкладывал в театр огромные деньги, его не останавливали неудачи.
Митрофан Петрович Беляев— русский музыкальный издатель и меценат, основатель Беляевского кружка, объединившего многих выдающихся музыкантов.
С 1882 г. Беляев устраивал у себя дома в Петербурге еженедельные музыкальные вечера камерной музыки (которые в первое время не прерывались даже и летом), положивших начало объединению выдающихся музыкальных деятелей, в дальнейшем известного как Беляевский кружок. Обычными посетителями «Беляевских Пятниц» бывали Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов и многие другие выдающиеся музыканты-композиторы и исполнители; здесь можно было встретить и А. П. Бородина, и П. И. Чайковского, и Ц. А. Кюи, и приезжих артистов, как, например, Никиша и других. Тесные связи с Беляевским кружком поддерживал музыковед Александр Оссовский. Одним из видных представителей молодого поколения беляевцев был польский композитор, дирижер и педагог Витольд Малишевский.
Исполнялись на этих вечерах — преимущественно любительским квартетом, в котором сам Митровфан Петрович играл на альте, — наряду с классическими произведениями иностранной музыки, и только что написанные сочинения русских композиторов. Большое число мелких отдельных пьес, нарочно для Беляевских пятниц написанных, изданы затем Беляевым в двух сборниках под заглавием «Пятницы» (см. «Вестник Самообразования», 1904, № 6). По пятницам разыгрывались и сочинения, присылавшиеся ежегодно на конкурс, учрежденный Беляевым при СПб. обществе камерной музыки. Последние годы Беляев состоял председателем этого общества. Под влиянием своего увлечения новейшей русской музыкой, в особенности сочинениями А. К. Глазунова, Беляев с начала 1880-х годов оставил все свои торговые дела и предался всецело служению интересам русской музыки.
В 1884 г. было положено им начало ежегодным русским симфоническим и квартетным концертам, а в 1885 г. основана в Лейпциге русская музыкальная нотоиздательская фирма «M. P. Belaieff, Leipzig». Этой фирмой издано за двадцать лет огромное число русских музыкальных сочинений, начиная с романсов и кончая симфониями и операми (в 1902 г. Беляев пожертвовал в Императорскую Публичную Библиотеку 582 тома своих изданий). Эта сторона деятельности Беляев потребовала расхода в несколько сот тысяч рублей, о возврате которых он и не мечтал. За неделю до его кончины, когда болезнь сломила его крепкий организм и заставила его лечь в постель, обычный пятничный квартет по его настоянию всё-таки не был отменен. Беляев завещал на продолжение и расширение начатого им музыкального дела значительные капиталы.
В 1867 году Митрофан Беляев получил разрешение от министерства государственных имуществ Российской империи на эксплуатацию лесов на берегах реки Выг, а 19 сентября 1869 года запустил лесопильный завод на берегу Сорокской бухты Белого моря(ныне г.Беломорск) Через два года завод сгорел. На его месте впоследствии были построены три завода. Завод просуществовал до 2006 года.
Похоронен М.П.Беляев на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1936г. прах перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры (бывшее Тихвинское кладбище). Н. Римским-Корсаковымв 1904 году сочинена прелюдия "Над могилой" и посвящена памяти незадолго перед тем скончавшегося Митрофана Петровича Беляева, его большого друга и друга всех русских композиторов.
- 1.Виды музыкального творчества (фольклор, церковная музыка, композиторское профессиональное творчество).
- 2.Периодизация музыкальной культуры Западной Европы.
- 3.Стиль барокко (XVII – первая половина XVIII века). Новые инструментальные жары светской музыки. Творчество и.С.Баха и а.Вивальди).
- 4.Формирование жанра оперы в городах Италии (XVII – первая половина XVIII веков). Певческие голоса.
- 5.Венская классическая школа и её представители и.Гайдн, в.Моцарт, л.Бетховен. Состав симфонического оркестра. Инструментальная музыка: симфония, соната, классический
- 6.Характеристика творчества л.Бетховена. Симфоническое творчество (симфония №3,5,9).
- 7.Характеристика творчества в.Моцарта. Инструментальные сочинения, обзор оперного творчества: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта».
- 8.Музыкальный романтизм: истоки, темы, сюжеты, образная система, жанры.
- 9.Творческий портрет ф.Шуберта
- 10.Характеристика творчества д.Верди. Оперы «Травиата», «Аида», «Риголетто».
- 11.Оперная реформа р.Вагнера. Оперы «Лоэнгрин», «Тангейзер».
- 12. Творчество ж.Бизе. Опера «Кармен».
- 14.Веризм в итальянской опере. Оперы д.Пуччини «Тоска», «Чио-чио-сан», «Богема».
- 13.Музыкальный импрессионизм. Творчество к. Дебюсси, м.Равеля.
- 15. Русская музыка. Основные виды музыкального творчества: фольклор, религиозные жанры, профессиональное композиторское творчество.
- 16.М. Глинка: творческий путь, обзор основных жанров.
- 20.Характеристика оперного творчества н. Римского-Корсакова. Оперы «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане».
- 17.Музыкальная культура России 1860-1870-х годов: первые консерватории, Русское музыкальное творчество, содружество композиторов «Могучая кучка».
- 18.Эпическая линия в творчестве а.Бородина. Опера «Князь Игорь».
- 20.Характеристика оперного творчества н. Римского-Корсакова. Оперы «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане».
- 21.Оперы Римского-Корсокова «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
- 24.Характеристика творчества с.Рахманинова.
- 22.П.Чайковский: обзор основных жанров, черты стиля. Балетная реформа п.Чайковского-м.Петипа).
- 27. Русская музыка советского периода: композиторы и сочинения. Обзор оперного и балетного творчества с.Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта».
- 23.Оперы п.Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама».
- 28. Русская музыка советского периода: композиторы и сочинения. Обзор творчества д. Шостаковича.
- 26.Меценаты в русской музыке (н. Фон Мекк, с.Мамонтов, м. Беляев).
- 29.Музыкальная культура Беларуси второй половины XVII –XVIII вв: общая характеристика. Выдающеися музыканты я.Голанд, э.Ванжура, м. Радзивил, м.К. Огинский)
- 25.Балетное творчество и. Стравинского («Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица»).
- 31.Муз. Культура Беларуси. Роль музыки в театре и. Буйницкого.
- 30.Музыкальный театр Беларуси XVIII века: школьная опера, частнособственнические театры белорусских магнатов (Несвиж, Гродно, Слоним, Шклов и другие).
- 33. Обзор жанров оперы и балета в Беларуси (советский период)
- 34.Музыкальные учреждения Беларуси (Театр оперы и балета, Театр музыкальной комедии, Филармония, Академия музыки).