25.Балетное творчество и. Стравинского («Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица»).
Игорь Фёдорович - русский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.
«Петрушка». Балет (потешные сцены) на музыку Игоря Стравинского в одном акте, четырех картинах. Сценарий И. Стравинского и А. Бенуа.
Действие происходит в России во время масленичного гулянья.
История создания
Летом 1910 года, после окончания театрального сезона, отмеченного блестящей премьерой «Жар-птицы», Стравинский позволил себе короткий отдых на берегу моря, а затем с семьей поехал в Швейцарию. «...Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль <...> Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и образ моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. «Петрушка»! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было именно то, что нужно, — я нашел ему имя, нашел название!»
Стравинский показал наброски Дягилеву, посетившему композитора в Кларане, и тот был так очарован музыкой, что решил создать на ее основе балет. Сценарий был сочинен Стравинским, С. Дягилевым (1872—1929) и А. Бенуа (1870—1960), художником «Жар-птицы». Первые две картины балета были закончены той же зимой в Болье-сюрмер. На Рождество Стравинский приехал в Петербург, где познакомил Дягилева и Бенуа с написанным. Последние страницы музыки, после перерыва, вызванного болезнью, были дописаны в Риме, где выступала в это время труппа. Там и начались репетиции. Хореография Фокина (1880—1942) в «Петрушке» стала вершиной его творчества. Рассчитанная на выдающийся талант Нижинского, она, как и музыка, оказалась небывалой по выразительным средствам. «Кукла с лицом, намалеванным посмешнее, в лоскутном наряде и в шапке с кистью, Петрушка был сшит на потеху зевак, — писала В. Красовская. — Его руки и ноги, набитые опилками, болтались, заворачивались внутрь от собственной тяжести и дергались, послушные невидимой нитке Фокусника. Петрушка не прыгал, а только подпрыгивал. Полет из его пластики был исключен. Пластика, беспорядочная при всей машинальности, набирала крикливую и беспомощную суетливость, когда Петрушка получал свободу действий. Он словно хотел выбиться из своего тела, но никчемность усилий выводила в трагедию... Фокин передал гармонию сутолоки, стройный порядок общего в произвольных переходах отдельных лиц. Рисуя текучесть действия, он подчинял единству все элементы картины. Отряхнув прах старой балетной пантомимы, он сблизил это действие с действием реалистической драмы, дробящей жизнь толпы на множество эпизодов с самостоятельными задачами».
Премьера «Петрушки» состоялась 13 июня 1911 года в Париже на сцене театра Шатле под управлением Пьера Монте. Новое произведение Стравинского сразу же получило признание парижан. Однако в России «Петрушку» приняли сурово: музыка показалась слишком крикливой, чересчур грубой, перенасыщенной «площадными» мелодиями. Лишь Мясковский в своей рецензии услышал в новом сочинении Стравинского «саму жизнь» и высоко оценил его: «Вся музыка его полна такого задора, свежести, остроумия, такого здорового, неподкупного веселья, такой безудержной удали, что все эти нарочитые пошлости, тривиальности, этот постоянный фон гармоники не только не отталкивают, но, напротив, еще больше увлекают...»
Сюжет
«Во время масленичного разгула старый фокусник восточного типа показывает оживающих кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих бешеный танец среди изумленной толпы. Магия Фокусника сообщила куклам все чувства и страсти настоящих людей. Богаче других наделен ими Петрушка: он и страдает больше, чем Балерина и Арап. Горько чувствует он жестокость Фокусника, свою неволю, свою отрезанность от прочего мира, свой уродливый и смешной вид. Утешения он ищет в любви Балерины, и ему кажется, что он находит ответ в ее сердце, однако на самом деле она только боится его странностей и избегает его.
Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного, являет полную противоположность жизни Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его. Это ей наконец удается, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает любовное объяснение. Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон.
Масленичное веселье достигает крайних пределов. Гуляющий с цыганками купчик бросает толпе кипы ассигнаций, придворные кучера танцуют с нарядными кормилицами; толпа ряженых увлекает всех в диком плясе. В момент наибольшего разгула слышны вопли из театра фокусника. Недоразумение между Арапом и Петрушкой приняло острый оборот. Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу, окруженный толпой гуляк. Фокусник, приведенный будочником, спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный кукольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана из дерева, а тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для самого лукавого Фокусника, оставшегося наедине с куклой; к ужасу его над театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему мучителю и издевается над всеми, поверившими в наваждение» (И. Стравинский).
Музыка
Музыка «Петрушки» представляет собой новое слово в музыкальном искусстве. Она соткана из остроумно использованных популярнейших интонаций русского городского фольклора. Музыкальная форма «Петрушки» очень своеобразна. Четыре его картины соответствуют частям симфонии: первая — Allegro, вторая медленная, третья аналогична симфоническому скерцо, четвертая — финал. В широко выписанных жанровых сценах звучат мотивы народных песен «Вдоль по Питерской», «Ах вы, сени, мои сени», плясовой «А снег тает» и собственных мелодий композитора, выдержанных в народном духе.
- 1.Виды музыкального творчества (фольклор, церковная музыка, композиторское профессиональное творчество).
- 2.Периодизация музыкальной культуры Западной Европы.
- 3.Стиль барокко (XVII – первая половина XVIII века). Новые инструментальные жары светской музыки. Творчество и.С.Баха и а.Вивальди).
- 4.Формирование жанра оперы в городах Италии (XVII – первая половина XVIII веков). Певческие голоса.
- 5.Венская классическая школа и её представители и.Гайдн, в.Моцарт, л.Бетховен. Состав симфонического оркестра. Инструментальная музыка: симфония, соната, классический
- 6.Характеристика творчества л.Бетховена. Симфоническое творчество (симфония №3,5,9).
- 7.Характеристика творчества в.Моцарта. Инструментальные сочинения, обзор оперного творчества: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта».
- 8.Музыкальный романтизм: истоки, темы, сюжеты, образная система, жанры.
- 9.Творческий портрет ф.Шуберта
- 10.Характеристика творчества д.Верди. Оперы «Травиата», «Аида», «Риголетто».
- 11.Оперная реформа р.Вагнера. Оперы «Лоэнгрин», «Тангейзер».
- 12. Творчество ж.Бизе. Опера «Кармен».
- 14.Веризм в итальянской опере. Оперы д.Пуччини «Тоска», «Чио-чио-сан», «Богема».
- 13.Музыкальный импрессионизм. Творчество к. Дебюсси, м.Равеля.
- 15. Русская музыка. Основные виды музыкального творчества: фольклор, религиозные жанры, профессиональное композиторское творчество.
- 16.М. Глинка: творческий путь, обзор основных жанров.
- 20.Характеристика оперного творчества н. Римского-Корсакова. Оперы «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане».
- 17.Музыкальная культура России 1860-1870-х годов: первые консерватории, Русское музыкальное творчество, содружество композиторов «Могучая кучка».
- 18.Эпическая линия в творчестве а.Бородина. Опера «Князь Игорь».
- 20.Характеристика оперного творчества н. Римского-Корсакова. Оперы «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане».
- 21.Оперы Римского-Корсокова «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
- 24.Характеристика творчества с.Рахманинова.
- 22.П.Чайковский: обзор основных жанров, черты стиля. Балетная реформа п.Чайковского-м.Петипа).
- 27. Русская музыка советского периода: композиторы и сочинения. Обзор оперного и балетного творчества с.Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта».
- 23.Оперы п.Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама».
- 28. Русская музыка советского периода: композиторы и сочинения. Обзор творчества д. Шостаковича.
- 26.Меценаты в русской музыке (н. Фон Мекк, с.Мамонтов, м. Беляев).
- 29.Музыкальная культура Беларуси второй половины XVII –XVIII вв: общая характеристика. Выдающеися музыканты я.Голанд, э.Ванжура, м. Радзивил, м.К. Огинский)
- 25.Балетное творчество и. Стравинского («Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица»).
- 31.Муз. Культура Беларуси. Роль музыки в театре и. Буйницкого.
- 30.Музыкальный театр Беларуси XVIII века: школьная опера, частнособственнические театры белорусских магнатов (Несвиж, Гродно, Слоним, Шклов и другие).
- 33. Обзор жанров оперы и балета в Беларуси (советский период)
- 34.Музыкальные учреждения Беларуси (Театр оперы и балета, Театр музыкальной комедии, Филармония, Академия музыки).