5.Венская классическая школа и её представители и.Гайдн, в.Моцарт, л.Бетховен. Состав симфонического оркестра. Инструментальная музыка: симфония, соната, классический
концерт, квартет.
ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА (нем. Wiener Klassik) - творческое направление, сложившееся в Австрии во 2-й пол. 18 в. - 1-й четверти 19 в. К нему принадлежат три великих композитора - Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творч. индивидуальностью, к-рая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности муз. языка. Так, в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, ведущую роль играют жанрово-бытовые элементы; у Моцарта особенно выделяется лирико-драматич. начало; главенствующая черта музыки Бетховена - героич. пафос борьбы, преодоления, победы. Гайдн писал в разнообразных жанрах, но наиболее значит. вклад внёс в область инстр. музыки и оратории( крупный вокльно-симфонический жанр муз.искусства, произведения котрого предназначены для исполнения хором, солистами-певцами, орекстром) ("Сотворение мира", "Времена года"); в творчестве Моцарта, обогатившего и инстр. музыку, важнейшее место принадлежит опере(Похищение из сераля, Свадьба Фигаро, Дон-Жуан, Волшебная флейта); Бетховен, создатель единств. оперы "Фиделио", над к-рой он работал многие годы, по природе своего дарования тяготел к инстр. музыке. При всём индивидуальном своеобразии в творчестве этих художников обнаруживаются важнейшие общие черты: реализм, оптимистический, жизнеутверждающий характер, гуманистическая направленность, подлинная народность, демократизм.
В области оперы в особенности значительны достижения Моцарта и Бетховена (Гайдн уделял опере меньшее внимание). Новые оперные формы складывались в творчестве Моцарта с большой постепенностью, на основе усвоения опыта предшественников (итал. опера-сериа и опера-буффа, в особенности поздненеаполитанские её разновидности, нем. зингшпиль, "реформаторские" оперы Глюка). Три значительнейшие оперы Моцарта - "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Волшебная флейта" - заложили основы разл. типов классич. оперы - реалистич. комедии, характеризующейся острым философско-психологич. конфликтом, комедии-драмы ("Dramma giocosa", как назвал "Дон Жуана" сам Моцарт) и поэтичной нар. муз. сказки.
Ярчайшей вехой на пути развития жанра оратории явились оратории Гайдна "Сотворение мира" и "Времена года", увенчавшие его творчество.
Творчество композиторов В. к. ш. составляет одну из вершин мирового муз. иск-ва. Оно оказало неизгладимое влияние на всё последующее развитие муз. иск-ва. Яркость и глубина тематизма, логичность и целеустремлённость развития, строгость и вместе с тем одухотворённость и свобода форм сочинений композиторов В. к. ш. до сих пор остаются непревзойдённым образцом.
- 1.Виды музыкального творчества (фольклор, церковная музыка, композиторское профессиональное творчество).
- 2.Периодизация музыкальной культуры Западной Европы.
- 3.Стиль барокко (XVII – первая половина XVIII века). Новые инструментальные жары светской музыки. Творчество и.С.Баха и а.Вивальди).
- 4.Формирование жанра оперы в городах Италии (XVII – первая половина XVIII веков). Певческие голоса.
- 5.Венская классическая школа и её представители и.Гайдн, в.Моцарт, л.Бетховен. Состав симфонического оркестра. Инструментальная музыка: симфония, соната, классический
- 6.Характеристика творчества л.Бетховена. Симфоническое творчество (симфония №3,5,9).
- 7.Характеристика творчества в.Моцарта. Инструментальные сочинения, обзор оперного творчества: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта».
- 8.Музыкальный романтизм: истоки, темы, сюжеты, образная система, жанры.
- 9.Творческий портрет ф.Шуберта
- 10.Характеристика творчества д.Верди. Оперы «Травиата», «Аида», «Риголетто».
- 11.Оперная реформа р.Вагнера. Оперы «Лоэнгрин», «Тангейзер».
- 12. Творчество ж.Бизе. Опера «Кармен».
- 14.Веризм в итальянской опере. Оперы д.Пуччини «Тоска», «Чио-чио-сан», «Богема».
- 13.Музыкальный импрессионизм. Творчество к. Дебюсси, м.Равеля.
- 15. Русская музыка. Основные виды музыкального творчества: фольклор, религиозные жанры, профессиональное композиторское творчество.
- 16.М. Глинка: творческий путь, обзор основных жанров.
- 20.Характеристика оперного творчества н. Римского-Корсакова. Оперы «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане».
- 17.Музыкальная культура России 1860-1870-х годов: первые консерватории, Русское музыкальное творчество, содружество композиторов «Могучая кучка».
- 18.Эпическая линия в творчестве а.Бородина. Опера «Князь Игорь».
- 20.Характеристика оперного творчества н. Римского-Корсакова. Оперы «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане».
- 21.Оперы Римского-Корсокова «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
- 24.Характеристика творчества с.Рахманинова.
- 22.П.Чайковский: обзор основных жанров, черты стиля. Балетная реформа п.Чайковского-м.Петипа).
- 27. Русская музыка советского периода: композиторы и сочинения. Обзор оперного и балетного творчества с.Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта».
- 23.Оперы п.Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама».
- 28. Русская музыка советского периода: композиторы и сочинения. Обзор творчества д. Шостаковича.
- 26.Меценаты в русской музыке (н. Фон Мекк, с.Мамонтов, м. Беляев).
- 29.Музыкальная культура Беларуси второй половины XVII –XVIII вв: общая характеристика. Выдающеися музыканты я.Голанд, э.Ванжура, м. Радзивил, м.К. Огинский)
- 25.Балетное творчество и. Стравинского («Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица»).
- 31.Муз. Культура Беларуси. Роль музыки в театре и. Буйницкого.
- 30.Музыкальный театр Беларуси XVIII века: школьная опера, частнособственнические театры белорусских магнатов (Несвиж, Гродно, Слоним, Шклов и другие).
- 33. Обзор жанров оперы и балета в Беларуси (советский период)
- 34.Музыкальные учреждения Беларуси (Театр оперы и балета, Театр музыкальной комедии, Филармония, Академия музыки).