29.Музыкальная культура Беларуси второй половины XVII –XVIII вв: общая характеристика. Выдающеися музыканты я.Голанд, э.Ванжура, м. Радзивил, м.К. Огинский)
Ян Голанд - немецкий композитор и дирижер, руководитель несвижской капеллы, преподавателей музыки в Вильнюсском Университет.
Творчество Яна Давида Голланда в конце XVIII - начале XIX в. оказало значительное влияние на развитие белорусского музыкальной школы эпохи классицизма.
До 2006 г. было завершено восстановление комической оперы композитора «Чужое богатство никому не служит». Сюжет произведения, впервые поставленного в 1785 г. в Несвижском театре магнатского рода Радзивиллов, представляет собой классический образец комической оперы своего времени. Кася - дочь богатого вдовца Чужапанка - полюбила батрака Янака. Однако жадный отец не хочет отдавать дочь с завидным приданым своему холопы. Но благодаря фантазии Янака, Чужепанок дает согласие на брак. До наших дней дошли только партии первой скрипки и контрабаса, а также вокала с текстом. Перевод арий и дуэтов с польского на белорусский язык сделал Василь Семуха, а драматург Сергей Ковалев восстановил утерянные диалоги. Художественный руководитель ансамбля солистов «Классик-авангард" Владимир Байдов создал оркестровые аранжировки, по составу несвижского оркестра последней трети XVIII в. Камерная партитура оперы, действующие лица в которой - всего три персонажа, делают произведение привлекательным для современного театрального жизни. 7 июля 2009 г. в Национальном академическом Большом театре оперы и балета состоялась премьера оперного спектакля «Чужое богатство никому не служит».
Ранее на белорусском языке звучала уже опера Я. Голланда «Агатка», восстановлена в 1995 «Белорусским капеллой».
Э. Ванжура - рус. композитор и клавесинист. По национальности чех. С 1783 жил в России. До 1786 был муз. руководителем Воспитательного дома, инспектором муз. классов Петровского т-ра в Москве. В 1786-97 служил в дирекции имп. т-ров в Петербурге. Участник придв. камерных концертов. В 1785-94 издавал "Journal de musique pour le clavecin ou piano-forte dеdiй aux dames", где в 1790 напечатал "Русскую симфонию на украинские темы" - один из ранних образцов симф. разработки нар. тем в рус. музыке. Написал музыку комич. оперы "Храброй и смелой витязь Архидеич" (либр. Екатерины II, 1787, Эрмитажный т-р, Петербург; ставилась также под назв. "Иван-Царевич"). Другие приписываемые ему произв. (6 симфоний, струн. трио, квартеты, танцы для фп.) не сохранились.
Михаи́л Клеофа́с Оги́нский— знаменитый польский композитор и политический деятель Речи Посполитой, Великого княжества Литовского, участник восстания Костюшко, граф.
Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной» (польск. Pożegnanie Ojczyzny), более известный как полонез Огинского. Ряд исследователей также приписывает Огинскому музыку польского гимна Jeszcze Polska nie zginęła. Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.
В эмиграции композитор продолжает свою творческую деятельность. С именем Наполеона связана единственная опера Огинского «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799).
Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы — полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.
- 1.Виды музыкального творчества (фольклор, церковная музыка, композиторское профессиональное творчество).
- 2.Периодизация музыкальной культуры Западной Европы.
- 3.Стиль барокко (XVII – первая половина XVIII века). Новые инструментальные жары светской музыки. Творчество и.С.Баха и а.Вивальди).
- 4.Формирование жанра оперы в городах Италии (XVII – первая половина XVIII веков). Певческие голоса.
- 5.Венская классическая школа и её представители и.Гайдн, в.Моцарт, л.Бетховен. Состав симфонического оркестра. Инструментальная музыка: симфония, соната, классический
- 6.Характеристика творчества л.Бетховена. Симфоническое творчество (симфония №3,5,9).
- 7.Характеристика творчества в.Моцарта. Инструментальные сочинения, обзор оперного творчества: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта».
- 8.Музыкальный романтизм: истоки, темы, сюжеты, образная система, жанры.
- 9.Творческий портрет ф.Шуберта
- 10.Характеристика творчества д.Верди. Оперы «Травиата», «Аида», «Риголетто».
- 11.Оперная реформа р.Вагнера. Оперы «Лоэнгрин», «Тангейзер».
- 12. Творчество ж.Бизе. Опера «Кармен».
- 14.Веризм в итальянской опере. Оперы д.Пуччини «Тоска», «Чио-чио-сан», «Богема».
- 13.Музыкальный импрессионизм. Творчество к. Дебюсси, м.Равеля.
- 15. Русская музыка. Основные виды музыкального творчества: фольклор, религиозные жанры, профессиональное композиторское творчество.
- 16.М. Глинка: творческий путь, обзор основных жанров.
- 20.Характеристика оперного творчества н. Римского-Корсакова. Оперы «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане».
- 17.Музыкальная культура России 1860-1870-х годов: первые консерватории, Русское музыкальное творчество, содружество композиторов «Могучая кучка».
- 18.Эпическая линия в творчестве а.Бородина. Опера «Князь Игорь».
- 20.Характеристика оперного творчества н. Римского-Корсакова. Оперы «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане».
- 21.Оперы Римского-Корсокова «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
- 24.Характеристика творчества с.Рахманинова.
- 22.П.Чайковский: обзор основных жанров, черты стиля. Балетная реформа п.Чайковского-м.Петипа).
- 27. Русская музыка советского периода: композиторы и сочинения. Обзор оперного и балетного творчества с.Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта».
- 23.Оперы п.Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама».
- 28. Русская музыка советского периода: композиторы и сочинения. Обзор творчества д. Шостаковича.
- 26.Меценаты в русской музыке (н. Фон Мекк, с.Мамонтов, м. Беляев).
- 29.Музыкальная культура Беларуси второй половины XVII –XVIII вв: общая характеристика. Выдающеися музыканты я.Голанд, э.Ванжура, м. Радзивил, м.К. Огинский)
- 25.Балетное творчество и. Стравинского («Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица»).
- 31.Муз. Культура Беларуси. Роль музыки в театре и. Буйницкого.
- 30.Музыкальный театр Беларуси XVIII века: школьная опера, частнособственнические театры белорусских магнатов (Несвиж, Гродно, Слоним, Шклов и другие).
- 33. Обзор жанров оперы и балета в Беларуси (советский период)
- 34.Музыкальные учреждения Беларуси (Театр оперы и балета, Театр музыкальной комедии, Филармония, Академия музыки).