30.Музыкальный театр Беларуси XVIII века: школьная опера, частнособственнические театры белорусских магнатов (Несвиж, Гродно, Слоним, Шклов и другие).
Музыка этого времени сложилась как искусство, объединяющее в себе профессиональное, любительское музицирование и фольклор. В Беларуси она проявилась в виде творчества княжьих певцов-исполнителей и сочинителей песен. Наиболее ярким отражением светской музыкальной культуры этой эпохи стало древнее искусство скоморохов и традиция скоморошества
Период X-XIII вв. Средневековье. Возникновение музыки, скоморохи.
Скоморох – это странствующий актер, соединяющий в одном лице певца, музыканта, актера, акробата, дрессировщика.
На территорию Беларуси скоморошество пришло из России, получило большую популярность. Первое упоминание о скоморохах относится к 1068 г. А в XVII веке в Сморгони существовала даже специальная школа скоморохов и дрессировщиков медведей, основанная князьями Радзивиллами.
Творчество скоморохов демонстрирует возможность сочетания в одном разных видов искусства – музыки, танца, пантомимы, театра, цирковых номеров. Представления скоморохов всегда собирали большое количество людей, были рассчитаны на яркий и броский внешний эффект. Главное направление в скоморошестве – смех и сатира. Искусство скоморохов дало основу для развития зрелищных искусств – театра, оперы.
Музыка, которая звучала на представлениях скоморохов, была самой разной – шуточные песни, импровизации, частушки и. т. п. Ее роль довольно значительна:
создание праздничной атмосферы;
отражение характеров и поступков персонажей;
объединение разных номеров в один цельный спектакль. Ренессанс (Возрождение) XIV- 1пол.XVI вв. Музыка периода Ренессанса получает широкое развитие и распространение. Это связано с оживлением жизни в крупных городах, организацией придворных капелл по европейскому образцу. Двор великиго князя и столичная жизнь становятся примером для других княжеств, поднимая культурный уровень в Полоцком, Витебском, Менском княжествах.
Формы музыки периода связаны с распространением рыцарских орденов, рыцарской культуры на территории Беларуси. Соответствующие были и жанры – новеллы, баллады, танцевальные песни, провозглашавшие любовь к даме сердца, рыцарские подвиги.
Большую популярность получает органная и особенно лютневая музыка. Лютня – старинный щипковый музыкальный инструмент, популярный в Европе XV-XVII ст. Является предшественником гитары.
Сочинения для лютни являются обработками народных танцев западно-европейских (куранта, сарабанда) и славянских. Наибольший вклад в лютневую музыку внесли Войцех Длугарай и Криштов Клабан – композиторы из Гродно.
Барокко 2 пол. XVI – 1 пол .XVIII вв.
Интенсивное развитие на территории Беларуси получает театральное искусство, которое развивается как в народном творчестве, так и в учебных заведениях (школах). Самое широкое распространение получил театр батлейка.
Батлейка – вид старинного кукольного театра, в котором ставились спектакли в основном на библейский сюжет. Сам театр был в виде ларца или дома, состоял обычно из 2 ярусов. Верхний ярус символизировал «небо», «рай». На этом ярусе разыгрывались эпизоды, связанные с рождением Христа, раскаянием Адама и Евы перед Богом (1 часть спектакля). Нижний ярус – «земля», «ад», связанный с деяниями царя Ирода, трагической кончиной (также 1 часть) и комическими сценами из народной жизни (2 часть). Основные персонажи театра – Царь Ирод, Антон с козой и Антониха, Мужик Матей и Доктор, Франт Поляк с Паненкой. Куклы для театров были деревянными, тряпичными, могли крепиться к нижней части или быть на веревочках, одеваться на руки батлейщикам.
Музыка в батлейке так же отражала двухчастность, где 1 часть связана с вокально-хоровой культурой (возвышенные, религиозные песнопения), а во 2 части звучали народные танцевальные мелодии.
Вместе с народным театром развивается еще один вид театра – школьный.
Школьный театр - это вид драматического театра, постановки в котором осуществлялись силами учеников, а авторами текстов и музыки были педагоги. Школьные спектакли шли в конце года и на праздники. Они носили воспитательный характер, решали моральные проблемы, призывали учиться, возвышали науки, осуждали пороки, предательство и коварство, высмеивалось невежество.
Функция музыки в таких театрах – вспомогательная, номера – сольные, хоровые, в жанре канта, инструментальные. Неотъемлемая часть спектакля – балет, который усиливал зрелище. Балет был в виде неторопливых движений хористов, которые составляли разные геометрические фигуры.
Школьная сцена стала звеном между театральной культурой прошлого и базой для ее дальнейшего развития.
Частные музыкальные театры – являются важнейшим элементом культурной жизни общества и в развитии музыкальных традиций Беларуси. Основные черты частных театров:
¾ связь с традициями европейских театров;
¾ деятельность в них крупнейших европейских музыкантов;
¾ высокий профессиональный уровень актеров.
В этой области наиболее знаменит Несвижский театр Радзивиллов, который начал действовать с конца 1740-х годов. Репертуар театра был самый разнообразный: это пьесы Уршулы Радзивила (“Остроумная любовь”, “Игры Фортуны”, “Золото в огне” и др.), симфонии А.Крейслера и др. европ. композиторов.
Частные капеллы и оркестры – стали результатом распространения светской музыки во владения дворян и магнатов. Особенности:
¾ организации концертов, участие в городских праздниках;
¾ высокое мастерство исполнителей.
Наиболее крупные капеллы – Слонимская и капелла Тизенгауза.
На высокий уровень выходит любительское музицирование, пример тому – творчество Михаила Казимира Огиньского (1728-1800) и Матея Радзивилла (1751-1821).
М.К. Огиньский, вокальный цикл “К Касе”; М.Радзивилл “Дивертисмент”.
Эпоха РомантизмаXIXв. Является одной из самых ярких в истории развития музыкальной культуры Беларуси. Это эпоха подъема народных масс за национально-демократическое определение Беларуси. На первый план выступают идеалы народности. Музыкальная жизнь оживляется:
· открытие оркестра в Минске под управлением В.Стефановича, оркестров в Витебске и Бресте;
· организация первых частных пансионов и гимназий, где преподавалась музыка;
· активная концертная деятельность известных артистов.
Это время выдвижения целой группы музыкантов-профессионалов высокого уровня – Наполеона Орды, Станислава Монюшко, Михаила Ельского, Михаила Клеофаса Огиньского.
.Наполео́н О́рда — польский литератор и композитор, музыкант, художник, педагог.
Автор полонезов, мазурок, вальсов, ноктюрнов. Составил «Grammaire analitique et pratique de la langue polonaise a l’usage des Français» («Грамматики польского языка для французов», Париж, 1856; Берлин, 1858, в передел. виде — Варшава, 1874), издал «Album dziel kompozytoròw polskich» (1838), «Gramatyka muzyki» («Грамматика музыки», Варшава, 1873) и альбом видов губерний Гродненской, Виленской, Минской, Ковенской, Волынской, Подольской и Киевской, материал для которого собрал во время своих путешествий.
На каждом рисунке Орды есть небольшая деталь — непринужденно, словно ненароком, изображены люди.
Творческим и жизненным кредо художника были слова: «Кто хоть горстью землю носит, тот сможет насыпать гору». Имя художника и его творчество хорошо известны в Беларуси и Польше. Издавались отдельные альбомы его рисунков, каталоги произведений.
Михаил Ельский - выдающийся деятель музыкального искусства Беларуси второй половины ХIХ – начала ХХ вв., прославленный скрипач, талантливый композитор, публицист, фольклорист и музыкально-общественный деятель. Ученик В. Банькевича и А. Вьетана, М. Ельский ранее всего прославился как скрипач-виртуоз. В его репертуаре была широко представлена скрипичные произведения И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, К. Липиньского, Л. Шпора и др. Современники отмечали в его игре не только исключительную технику, но также глубокую музыкальность. Музыкально-публицистическая деятельность М. Ельского была связана с польской газетой “Ruch Muzyczny”, в которой появилось большинство его статей и очерков по вопросам скрипичной музыки. Помимо исполнительской и композиторской деятельности М. Ельский занимался собиранием, изучением и аранжировкой белорусского фольклора, а также выступил в числе организаторов Минского музыкального общества (1880) – первой на территории Беларуси музыкально-общественной организации. Музыкальное наследие М. Ельского достаточно обширно и разнообразно. Оно включает около 100 сочинений, в том числе два скрипичных концерта, серию фантазий, вариации, полонезы, концертные мазурки и др.
- 1.Виды музыкального творчества (фольклор, церковная музыка, композиторское профессиональное творчество).
- 2.Периодизация музыкальной культуры Западной Европы.
- 3.Стиль барокко (XVII – первая половина XVIII века). Новые инструментальные жары светской музыки. Творчество и.С.Баха и а.Вивальди).
- 4.Формирование жанра оперы в городах Италии (XVII – первая половина XVIII веков). Певческие голоса.
- 5.Венская классическая школа и её представители и.Гайдн, в.Моцарт, л.Бетховен. Состав симфонического оркестра. Инструментальная музыка: симфония, соната, классический
- 6.Характеристика творчества л.Бетховена. Симфоническое творчество (симфония №3,5,9).
- 7.Характеристика творчества в.Моцарта. Инструментальные сочинения, обзор оперного творчества: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта».
- 8.Музыкальный романтизм: истоки, темы, сюжеты, образная система, жанры.
- 9.Творческий портрет ф.Шуберта
- 10.Характеристика творчества д.Верди. Оперы «Травиата», «Аида», «Риголетто».
- 11.Оперная реформа р.Вагнера. Оперы «Лоэнгрин», «Тангейзер».
- 12. Творчество ж.Бизе. Опера «Кармен».
- 14.Веризм в итальянской опере. Оперы д.Пуччини «Тоска», «Чио-чио-сан», «Богема».
- 13.Музыкальный импрессионизм. Творчество к. Дебюсси, м.Равеля.
- 15. Русская музыка. Основные виды музыкального творчества: фольклор, религиозные жанры, профессиональное композиторское творчество.
- 16.М. Глинка: творческий путь, обзор основных жанров.
- 20.Характеристика оперного творчества н. Римского-Корсакова. Оперы «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане».
- 17.Музыкальная культура России 1860-1870-х годов: первые консерватории, Русское музыкальное творчество, содружество композиторов «Могучая кучка».
- 18.Эпическая линия в творчестве а.Бородина. Опера «Князь Игорь».
- 20.Характеристика оперного творчества н. Римского-Корсакова. Оперы «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане».
- 21.Оперы Римского-Корсокова «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
- 24.Характеристика творчества с.Рахманинова.
- 22.П.Чайковский: обзор основных жанров, черты стиля. Балетная реформа п.Чайковского-м.Петипа).
- 27. Русская музыка советского периода: композиторы и сочинения. Обзор оперного и балетного творчества с.Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта».
- 23.Оперы п.Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама».
- 28. Русская музыка советского периода: композиторы и сочинения. Обзор творчества д. Шостаковича.
- 26.Меценаты в русской музыке (н. Фон Мекк, с.Мамонтов, м. Беляев).
- 29.Музыкальная культура Беларуси второй половины XVII –XVIII вв: общая характеристика. Выдающеися музыканты я.Голанд, э.Ванжура, м. Радзивил, м.К. Огинский)
- 25.Балетное творчество и. Стравинского («Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица»).
- 31.Муз. Культура Беларуси. Роль музыки в театре и. Буйницкого.
- 30.Музыкальный театр Беларуси XVIII века: школьная опера, частнособственнические театры белорусских магнатов (Несвиж, Гродно, Слоним, Шклов и другие).
- 33. Обзор жанров оперы и балета в Беларуси (советский период)
- 34.Музыкальные учреждения Беларуси (Театр оперы и балета, Театр музыкальной комедии, Филармония, Академия музыки).