logo search
История музыки

34. Музыкальная культура Беларуси второй половины 17-18 вв. : общая характеристика. Выдающиеся музыканты я. Голанд, э. Ванжура, м. Радзивил, м.К. Огинский

XVII век — складывается партесное пение (хоровые концерты, псалмы). Музыкальными памятниками того времени являются сборники вокально–инструментальных произведений "Полоцкая тетрадь" и "Куранты". XVIII век — центрами музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов — Голланд, Ванжура, Радзивилл и другие.

Я. Голанд. Творчасьць Яна Давіда Голанда ў канцы XVIII — пачатку XIX ст. аказала значны ўплыў на разьвіцьцё беларускай музычнай школы эпохі клясыцызму. Да 2006 г. было завершанае аднаўленьне камiчнай опэры кампазытара «Чужое багацьце нiкому ня служыць». Сюжэт твора, упершыню пастаўленага ў 1785 г. у Нясьвiскiм тэатры магнацкага роду Радзiвiлаў, уяўляе сабой клясычны ўзор камiчнай опэры свайго часу. Кася — дачка багатага ўдаўца Чужапанка — пакахала парабка Янака. Аднак прагны бацька не жадае аддаваць дачку з зайздросным пасагам свайму халопу. Але дзякуючы фантазii Янака, Чужапанак дае згоду на шлюб. Да нашых дзён дайшлi толькi партыi першай скрыпкi i кантрабаса, а таксама вакалу з тэкстам. Э.Ванжура. Композитор и клавесинист. По национальности чех. С 1783 жил в России. До 1786 был муз. руководителем Воспитательного дома, инспектором муз. классов Петровского т-ра в Москве. В 1786-97 служил в дирекции имп. т-ров в Петербурге. Участник придв. камерных концертов. В 1785-94 издавал "Journal de musique pour le clavecin ou piano-forte dеdiй aux dames", где в 1790 напечатал "Русскую симфонию на украинские темы" - один из ранних образцов симф. разработки нар. тем в рус. музыке. Написал музыку комич. оперы "Храброй и смелой витязь Архидеич". Другие приписываемые ему произв. (6 симфоний, струн. трио, квартеты, танцы для фп.) не сохранились.

М.К. Огинский. 1765-1833) – грамадскi дзеяч, палiтык, депламат, музыкант-аматар, аўтар славутага Паланэза ля мiнор («Развiтанне з Радзiмай»). Кампазiтар паходзiў са старажытнага роду Вялiкага Княства Лiтоўскага, прадстаўнiкi якога спрадведку жылi на Беларусi. Ён не лiчыў сябе прафесiйным музыкантам, хоць атрымаў грунтоўную музычную адукацыю (пад кiраўнiцтвам Восiпа Казлоўскага) i праславiўся як кампазiтар.З юнацтва Мiхал Клеафас актыўна праяўляў сябе ў палiтычным жыццi краiны. Быў паслом у розных еўрапейскiх дзяржавах. Браў удзел у паўстаннi Т.Касцюшкi 1794 г. Жыў у эмiграцы. У 1801 г. Прыняiў прысягу на вернасць расiйскаму iмператару. Быў з павагай прыняты пры рускiv двары i атрымаў высокiя дзяржаўныя пасады. З 1802 па 1822 гг жыў у Беларусi (у маёнтку Залессе каля Смаргонi), дзе напiсаў многiя музычныя творыю Апошнiя гады жыцця правёў у Iталii, памер у Фларэнцыi.Мызычная спадчына кампазiтара ўключае 24 паланэзы, фартэпiянныя мiнiяцюры, рамансы i песнi, оперу «Зелiс i Валькур, або Напалеон у Каiры». Агiнскi напiсаў таксама музычна-эстэтычныя працы «Лiсты пра музыку» i «Назiраннi пра музыку». У яго творчасцi рознабакова ўвасобiлiся традыцыi класiцызму, сентыменталiзму i ранняга рамантызму.

35. Музыкальный театр Беларуси 18 века: школьная опера

В 18 веке в Беларуси сильно расцвело театральное искусство. Этому содействовали эстетические вкусы барокко. В соответствии с ним устраивались пышные зрелища, основанные на контрастности и парадоксальности. В театральных представлениях синтезировались разные виды и жанры искусства: появились оперы-балеты, камедии-оперы, трагикомедии. Слова и музыка, движение и цвет — все было направлено на то, чтобы заполонить зрение и слух, воздействовать на чувства человека (в конце 18 в. — на разум). В зрелищах использовались сложные технические эфекты. В слонимском театре Огинского, рассчитанном на две тысячи зрителей, на сцену могла выезжать конница; в случае необходимости сцена убиралась, размещенный под ней бассейн наполнялся водой, на ней появлялись настоящие лодки, которые имитировали морской бой. Декорации рисовались на задниках и на столбах-четырехгранниках, при повороте которых целиком менялся вид. Гром иммитировали, катая за сценой камни в мешке, ветер — выдувая большие меха. Актеры одевались в богатые костюмы, которые после спектакля запирались в интенданцкие шкафы.В 17 веке Беларусь знала только один тип театральных зрелищ — школьные. Они сохраняются и в 18 веке. Школьные религиозные драмы-моралите и комедии ставились в Несвиже, Новогрудке, Минске, Бресте, Забелах, Жировичах, Жодишках и других городах и местечка Беларуси. В брестском иезуицком колледже, вспоминал потом Немцевич, «старшие студенты обычно исполняли диалоги навроде сегодняшних мелодрам.В одном из них показывался святой Францишак Ксаверий, который в Индии защищал город от неверных. Башни и стены были нарисованы на картоне. Индусы стреляли по ним из лука, падали замки и башни, но когда среди декораций появлялся св. Ксаверий, поваленные стены вновь веревочками поднимались вверх. В другой пьесе выступал святой Антоний з Падуи, который над берегом моря говорил казания для рыб; карпы, щуки, окуни, раки слушали святого, высунув из воды головы с разинутыми ртами. Признаюсь, что и я слушал, как маленькая плотвичка, удивлялся и верил» (Немцевич, 1, 19). На Рождество брестские школяры ходили с батлейкой и диалогами по окрестным деревням. Их выступления захватывали детей больше, чем «позднейшие оперы Россини».Однако со второй половины 16 века начинается упадок школьного театра. Вместе с закрытием иезуитских колледжей (1773) остановились иезуитские школьные зрелища. В бедных пиарских и базилианских колледжах представления устраивались редко. В конце 18 века в Беларуси существовал только одни школьный театр — в доминиканском колледже в Забелах (под Полоцком), где местные авторы (К.Марашевский, М.Тетерский, И.Юревич) писали для учеников трагедии, комедии, оперетты и орации на польском и белорусском языках.XVIII век — центрами музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов — Голланд, Ванжура, Радзивилл и другие.Истоки белорусского театра — в народных обрядах и играх, в творчестве бродячих актеров — скоморохов. В XVI веке возник кукольный театр батлейка. XVI–XVIII века — широкое распространение получил школьный театр, в XVI–XX веках — народная драма. В 1–й половине XVIII века в городах и поместьях работают частные театры, некоторые из них достигли профессионального уровня.

Важное значение для развития театрального искусства Беларуси имела деятельность драматурга, актера и режиссера В. Дунина–Марцинкевича, который в середине XVIII века начал работу по созданию белорусского профессионального театра.