41. Иоганн Себастьян Бах
Родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, в Тюрингии..
К профессии музыканта, Иоганна Себастьяна готовили с ранних лет. Первым учителем мальчика был его же отец — скрипач, городской музыкант в Эйзенахе. В школе Иоганн Себастьян пел в хоре. Девяти лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и был взят на воспитание к старшему брату Иоганну Христофу, органисту в г. Ордруфе.
В 1700 году Иоганн Себастьян переселился в город Люнебург. Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине помогли ему поступить в хор «избранных певчих», где он получал небольшое жалованье. Здесь же, в Люнебурге, в 1702 году Бах закончил гимназию, он неоднократно из Люнебурга отправлялся в Гамбург, чтобы, слушая, учиться у знаменитого органиста Рейнкена. В те годы гамбургская опера, руководимая Кейзером, находилась в расцвете. В самом Люнебурге ученик Рейнкена Георг Бем (1661 —1733).
В апреле 1703 года Бах в качестве скрипача поступает на службу в небольшую княжескую капеллу в Веймаре, в 1704 году переехал в Арнштадт. Осенью 1705 года, Бах пешком отправился в Любек, слушал концерты органиста Дитриха Букстехуде, и вместо положенного двадцативосьмидневного отпуска пробыл в Любеке около четырех месяцев.
В 1707 году, после трехлетнего пребывания в Арнштадте, он переехал в Мюльгаузен на такую же должность церковного музыканта. Время начинающейся славы виртуоза-артиста, появления первых сочинений.
Композиторскую деятельность в Арнштадте Бах начал пасхальной кантатой «Ты не оставишь души моей в аду» Кантата, написанная для хора, солистов и оркестра, была исполнена весной 1704 года, и многое в ней привело в изумление арнштадтских бюргеров: необычный для культового письма драматизм, эмоциональность, смелые поиски реалистической изобразительности в оркестре. В Арнштадте появилось одно из самых ранних дошедших до нас клавирных произведений — широко ныне известное «Каприччио на отъезд моего возлюбленного брата»- род клавирной сюиты, составленной из законченных миниатюр. В Мюльгаузене Бах написал кантату «Gott ist mein Konig» (№ 71) ; получившую название «Выборной кантаты».
В 1708 году Бах снова в Веймаре на светской службе гофорганиста и придворного музыканта герцога веймарского, В Веймаре Бах пробыл около десяти лет, много сочинял для органа, писал разного рода пьесы для скрипки и клавесина,
Еще юношей Бах зарекомендовал себя первоклассным виртуозом-органистом и клавиристом. В 1717 году Иоганн Себастьян был вызван в Дрезден — столицу Саксонии и постоянную резиденцию курфюрста, где ему было предложено принять участие в концерте совместно с известным французским клавиристом Луи Маршаном
Бах чрезвычайно высоко ценил Генделя, внимательно следил за его творчеством, собственноручно списывал генделевские произведения. Он делал неоднократные попытки познакомиться и сблизиться со своим великим современником и соотечественником;
В конце 1717 года Иоганн Себастьян Бах фундаментальных с женой и детьми переехал в Кетен4. Кетенский период — относительно спокойный в жизни композитора. Обязанности «директора камерной музыки» при маленьком захудалом дворе принца Кетенского не отнимали много энергии. Бах должен был руководить небольшим придворным оркестром, аккомпанировать пению принца, развлекать его игрой на клавесине. В остальное время он располагал собой относительно свободно и мог сосредоточиться на творческой работе. В 1722 году Бах завершил работу над первым томом прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира», в 1720 году появилось другое, не менее выдающееся сочинение для того же инструмента —«Хроматическая фантазия и фуга» ре минор. В Кетене были написаны клавирные сюиты — «английские» и «французские».
Смерть жены Марии Барбары, скончавшейся летом 1720 года в отсутствие Баха; желание дать своим сыновьям хорошее образование в большом университетском городе. 1720 году Бах делает попытку устроиться в Гамбурге, где освободилась вакансия органиста при церкви св. Якова.
Незадолго до того Бах был в Гамбурге и играл на органе в присутствии многих знатоков органного искусства. Монументальная фантазия, которую он импровизировал на тему духовной песни «На реках Вавилонских», потрясла слушателей. Престарелый Рейнкен, крупнейший из оставшихся в живых органист добаховского времени, взволнованный неслыханной мощью этой музыки, обратился к великому артисту со словами: «Я думал, что это искусство погибло окончательно, а между тем вижу, что ваше творчество воскресило его к новой жизни». В конце 1721 года композитор женился на дочери трубача из Вейсенфельса Анне Магдалине Вюлкен. Музыкально одаренная, обладавшая хорошим, сильным голосом, наделенная мягким и благородным характером, Анна Магдалина сделалась верным другом и помощником великого музыканта.
В мае 1723 года И. С. Бах, был утвержден кантором школы св. Фомы и переехал со своей семьей в Лейпциг. Бах—кантор св. Фомы Бах обязан был обслуживать силами школы главные церкви города, нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. В 1729 году Бах, став во главе общества Collegium musicum.с увлечением отдался работе В 1723 году, был создан великолепный «Magnificat»— величальная оратория для пятиголосного хора, солистов и оркестра. заканчивает начатые в Кетене «Страсти по Иоанну», «Траурная ода» (1727 год), «Страсти по Матфею» (1729 год). Пять годовых циклов духовных кантат (без малого 300 произведений) также написаны в Лейпциге. Весь этот колоссальный труд достойно венчает месса си минор, завершенная в 1738 году, «Итальянский концерт». В начале 40-х годов создает второй том «Хорошо темперированного клавира», попутно пишет «Гольдберговские вариации». Перечисленные произведения этого времени — самые известные — занимают центральное положение в творчестве композитора.
В последнее десятилетие жизни заметно падает интерес Баха к общественно-музыкальной деятельности. В 1740 году он отказался от руководства Collegium musicum; не принял участия в основанной в следующем, 1741 году новой концертной музыкальной организации. Понемногу рвались слабые нити, которые ранее связывали его с некоторыми музыкальными деятелями, представителями науки и искусства. Единственным оплотом, спасавшим от полного одиночества, была собственная семья: верный и испытанный друг — жена Анна Магдалина, сыновья и несколько любимых учеников.
Сыновья Иоганна Себастьяна еще при жизни отца сделались известными музыкантами и сумели занять почетное положение. Вильгельм Фридеман был органистом в Дрездене; Филипп Эмануэль занимал должность придворного музыканта Фридриха II в Берлине, в затем директора церковной музыки в Гамбурге; Иоганн Христофор Фридрих жил в Люксбурге на службе у графа Липпе в качестве камерного музыканта; Иоганн Христиан — органист собора в Милане, потом капельмейстер придворной капеллы в Лондоне.
«Музыкальное приношение», так же как «Искусство фуги», написанное в последние годы жизни, обладая исключительной академической ценностью, существует преимущественно в качестве объекта для специального изучения и стилистических исследований.
Смерть Баха, последовавшая 28 июля 1750 года, не вызвала сколько-нибудь заметного общественного отклика. Тело его было погребено на кладбище при церкви св. Иоанна; спустя некоторое время кладбище исчезло под мостовой разрастающегося города, а вместе с ним исчезла ничем не отмеченная могила величайшего немецкого музыканта
Творчество Иоганна Себастьяна Баха, почти неизвестное при жизни, надолго было предано забвению после его смерти. Только с вершин, на которые подняли музыкальную культуру крупнейшие художники конца XVIII века, сделалось обозримым грандиозное наследие Иоганна Себастьяна Баха.
Моцарт и Бетховен первые сумели распознать его истинное значение. Когда Моцарт, уже автор «Свадьбы Фигаро» и «Дон-Жуана», познакомился с ранее неизвестными ему баховскими сочинениями, он воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» Бетховен восторженно произносит: «Er ist kein Bach, er ist ein Ozean» («Он не ручей — он океан»). По мнению Серова, в этих образных словах лучше всего выражены «необъятная глубина мысли и неисчерпаемое разнообразие форм в баховском гении»5.
С XIX века начинается медленное возрождение творчества Баха. В 1802 году появилась первая биография композитора, написанная немецким историком Форкелем; Благодаря деятельной пропаганде Мендельсона, Шумана, Листа, музыка Баха стала постепенно проникать в более широкую среду. В 1850 году образовалось Баховское общество, поставившее своей целью отыскать и собрать весь рукописный материал, принадлежавший великому музыканту, и издать его в виде полного собрания сочинений.
ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ(1685-1759)
Ровесник и соотечественник Баха, воспитан как и Бах на полифонии, органной и клавирной музыке, тоже крупнейший мастер вокальной музыки. Однако их различия существенны. Бах всю жизнь прожил в Германии, Гендель – ещё в Италии и Англии, где добился славы и признания национальным гением англичан. У Баха творчество направлено вглубь душевного мира, а у Генделя – вовне. Бах опер не писал, а Гендель даже в ораториях мыслил сценично, по-оперному. Бах в полифонии более линеарен, А Гендель ближе к аккордовому мышлению. Бах в мелодике более изобретателен, индивидуализирован, а Гендель – типичен, зато более прост и понятен современникам.
Гендель с 1707 по 1740-й год писал итальянские оперы, сочинял псалмы - антемы (не хуже англичан), клавирные, органные, оркестровые сочинения, оратории (сделавшиеся частью английской культуры), но школы не оставил.
Сочинения: 40 опер, 32 оратории, Jubilate («Возрадуйтесь»), 5 Te Deum («Тебе
бога хвалим»), Антемы (псалмы) -3 тома, «Коронационные антемы», Итальянские кантаты – 4 тома, сочинения для клавесина – 2 тома, органные концерты – 2 тома, камерная музыка (в т.ч. 37 сонат и трио для скрипки, гобоя и баса), 12 Concerti grossi, Концерты для оркестра, сочинения для большого оркестра (в т.ч. «Музыка на воде», «Музыка фейерверков», двойные концерты и др.).
Родился в Галле 23.02.1685 в семье придворного цирюльника, музыкальные способности проявил рано. Играл перед герцогом, и тот посоветовал дать Георгу музыкальное образование. С 1694 – занятия с городским органистом Фридрихом Вильгельмом Цахау. Изучил игру на органе, клавесине, скрипке и гобое, генерал-бас (гармонию), узнал много немецких и итальянских сочинений. В 1696 г. успешно выступал в Берлине, и Курфюрст6 Бранденбургский предложил ему завершить образование в Италии. После гимназии (по воле отца) он поступил (в 1702 г.) в университет на юридический факультет, но через год уехал в Гамбург, служил в оперном оркестре скрипачом и клавесинистом, познакомился с Рейнгардом Кейзером (директором театра и плодовитым оперным композитором) и Иоганном Маттезоном (композитором, певцом, широко образованным музыкантом). В 1705 г. в Гамбурге была поставлена его первая опера «Альмира, королева Кастилии». В 1706 – отъезд в Италию (до 1710 г.) – Флоренция, Венеция, Рим, Неаполь. В 1707 г. опера «Родриго», в 1709 – «Агриппина»: успешно овладел стилем оперы сериа. Встречался с А. и Д. Скарлатти, выступал как виртуоз-клавесинист перед знатью. Приглашён (в 1710 г.) в Ганновер и Лондон, представлен королеве Англии Анне. Сочинил и поставил в Лондоне в королевском театре оперу «Ринальдо» с шумным успехом. Жил у лондонской знати, концертировал, сумел стать официальным композитором королевского двора, сочинил торжественное хоровое произведение Te Deum. После смерти королевы Анны в 1714 г. ганноверский покровитель Генделя герцог Георг стал английским королём Георгом I. В 1718-20 гг. Гендель был на службе у графа Карнарвона, руководил оркестром, писал антемы-псалмы для солистов, хора и оркестра, пассионы на текст Б. Брокеса, маска7 «Эсфирь», пастораль8 «Ацис и Галатея». С 1720-го г. становится директором созданного им в Лондоне оперного театра – Королевской академии музыки. Набрал в Германии лучших певцов. До 1728 года писал по 1-2 оперы итальянского типа в год. Выдерживает конкуренцию с итальянцами (Джованни Батиста Бонончини, Никколо Порпора), ссоры примадонн, нападки критиков. В 1727 написал 4 «Коронационных антема», принял английское подданство. В 1728 г. серьёзный удар по театру Генделя: сатирическая комедия с музыкой «Опера нищих» (Джон Гэй и Джон Пепуш), высмеявшая антинациональное увлечение аристократов итальянской оперой, пародировала высшее общество (герои оперы – шайка воров). Королевскую академию музыки пришлось закрыть. Гендель съездил в Италию, набрал новых певцов, организовал новый оперный театр, сочинил новые оперы, боролся против конкурентов и врагов. Но в 1737 г. вновь разорился, получил инсульт, едва не умер, лечился в Германии в Аахене на водах. Вернулся в 1738 г., давал концерты, поставил последние 4 оперы. Безнадёжно устаревшую оперу сериа он не реформировал, а отказался от неё в пользу библейских ораторий: «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон» и др. До 1746 г. испытывал трудности с постановкой своих сочинений из-за бойкота знати. Был на грани разорения и болезни. В 1745 г. Лондон захватил король Карл Стюарт, вскоре изгнанный. Гендель создал «Гимн добровольцев», «Ораторию на случай», на волне национального подъёма он стал национальным героем. С 1746 по 1751 г. – последний творческий подъём – 7 ораторий, в т.ч. «Теодора», «Иевфай». В 1749 г. прозвучала «Музыка фейерверков» по случаю заключения Ахенского мира. В 1750 г. последний раз съездил в Галле. В 1751 г. Гендель стал слепнуть. После операции (как и Бах) он совсем ослеп, но продолжал выступать как органист. Умер 14 апреля 1759 г. В отличие от Баха, его слава в XVIII и XIX веке росла. Его оратории и др. сочинения с большим успехом исполнялись и в Германии, и в Англии, а в ХХ веке – во всём мире.
Вклад Генделя в культуру Германии и Англии велик. Его мелодии энергичны, величавы, гармония проста и выразительна, изложение скупое, «экономичное», развитое полифоническое многоголосие. Он был великим органистом, охотно импровизировал в антрактах своих ораторий. Из импровизаций возник жанр органных концертов (их 12). Это 3-4-хчастные композиции с контрастом темпов и включением танцев (пассакалия, бурре, менуэт, гавот и др.). Вершина инструментального творчества – 12 Кончерти гросси, не уступают по достоинствам Бранденбургским концертам Баха. Оригинальны «пленэрные»9 жанры: «Музыка на воде» (оркестровая сюита для исполнения на р. Темзе для королевского кортежа – 1717 г.) и «Музыка фейерверка» (сюита для празднеств по случаю заключения Аахенского мира в 1749 г.). В операх его преобладают исторические, героические сюжеты, сильные характеры, высокие идеи. При этом – потакание придворным вкусам: пышность, тяжеловесность, верноподданничество, много условного. Арии ярки, контрастны, есть сцены непрерывного (сквозного) развития, вокальные ансамбли и, особенно хоры, редки. В ораториях Гендель подлинный реформатор. Сюжеты из Ветхого завета перекликались с современностью, выражали высокий патриотизм, небывалую мощь и энергию. Условности гораздо меньше, персонажи – реалистичнее, чем в операх. Например, «Самсон» 10- героическая драма. Оратория «Мессия»11 - огромный героический дифирамб. Однако есть и иные: оратория-пастораль «Ацис и Галатея», оратория-сказка «Семела», любовная драма «Геракл», лирическая (на текст Джона Мильтона) – «L`Allegro, il Pensieroso ed il Moderato» (в переводе: весёлый, задумчивый и умеренный), раскрывающая разные человеческие характеры
- Конспекты по руской музыке
- 1. Русское народное музыкальное творчество
- 2.Музыка русского средневековья
- 4.Романсы Алябьева, Варламова, Гурилёва русский бытовой романс в творчестве Александра Александровича алябьева, Александра Егоровича варламова, Александра Львовича гурилева
- 5. Михаил Иванович Глинка Творческий путь. (1804-1857)
- Глинка, Опера «Иван Сусанин».
- 6. Опера «руслан и людмила»
- 12. Александр Сергеевич Даргомыжский(1813 – 1869)
- 13. Опера «Русалка»
- 17. Романсы Даргомыжского
- 18. Русская Музыкальная Культура 60-70-х гг.
- 20. Опера Бородина «Князь Игорь»
- 23. Мусоргский Модест Петрович . Тв. Путь (1837-1881).
- 24. Мусоргский. Песни.
- 25. Мусоргский. «Картинки с выставки»
- 26. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».
- 30. Римский-Корсаков Николай Андреевич . Творческий путь.
- 31. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита Шехеразада.
- 37. Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста».
- 41. Иоганн Себастьян Бах
- 42. В.А. Моцарт (1756-1791)
- 43. Романтизм
- 44.Обзорный конспект по 20 веку.