9. Фридерик Шопен и Ференц Лист
Польский композитор, пианист. На формирование мировоззрения композитора оказали влияние борьба за независимость Польши, а также идеи польского литературного романтизма (К. Бродзиньский, А. Мицкевич, Ю. Словацкий).. Вершины раннего периода — 2 концерта для фортепиано с оркестром. Шопен-виртуоз получил признание в Вене, где выступал с концертами в 1829 и 1830–31. Художественный мир Шопена отличается универсализмом: глубочайшая психологичность и сокровенный лиризм сочетаются с постоянным ощущением объективной жизненной реальности, тонкость в передаче отдельных настроений — с крупным рельефом драматического развития, мечтательная созерцательность — с активной действенностью.. Композитор-романтик, Шопен в своих сочинениях развивал принципы бетховенского симфонического метода, а также (в миниатюрах) баховских импровизационных форм. Творчество Шопена оказало огромное влияние на многие поколения музыкантов. Сочинения: Для фортепиано с оркестром — 2 концерта (1829, 1830), вариации (1828),) камерно-инструментальные ансамбли — соната для виолончели и фортепиано (1846),
Ференц Лист— венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель. Общение с видными деятелями литературы и искусства — Г. Берлиозом, Н. Паганини, Ф. Шопеном, В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г. Гейне и др. оказало влияние на формирование его взглядов. . Создал для фортепиано «Альбом путешественника» (1836; частично послужил материалом для цикла «Годы странствий»), фантазию-сонату «После чтения Данте», «Три сонета Петрарки» (1-я редакция) и др. В 1848–61 были созданы самые значительные произведения Листа, в т. ч. 2 симфонии, 12 симфонических поэм, 2 фортепианных концерта, соната h-moll, Этюды высшего исполнительского мастерства, «Фантазия на венгерские народные темы». Деятельность Листа встречала противодействие консервативно настроенных придворных и буржуазных кругов Веймара, и в 1858 Лист отказался от должности придворного капельмейстера. Многогранная творческая деятельность Листа — яркого представителя романтизма — сыграла огромную роль в становлении венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и исполнительской) и в развитии мировой музыкальной культуры. В его произведениях возник органический сплав народно-венгерских истоков и достижений европейской профессиональной музыки («Венгерские рапсодии», «Героический марш в венгерском стиле», «Погребальное шествие» для фортепиано, симфонические поэмы, оратории, мессы и другие сочинения). Сочинения: Опера Дон Санчо, или Замок любви (1825, Париж); оратории — Легенда о св. Елизавете (1862), Христос (1866) и др.; мессы — Эстергомская (Гранская, 1855), Венгерская коронационная (1867); кантаты; Реквием (1868); для оркестра — Фауст-симфония (по И. В. Гёте, 1857); симфония к «Божественной комедии» Данте (1856); 13 симфонических поэм .
- Музыкой барокко
- 2. Опера
- Венская классическая школа
- Лю́двиг ван Бетхо́вен
- Вольфганг Амадей Моцарт
- 6. Искусство Моцарта
- 7. Музыка периода романтизма
- 8. Ро́берт Шу́ман
- 9. Фридерик Шопен и Ференц Лист
- 10. Джузеппе Верди
- 11. Вильгельм Рихард Вагнер
- 12. Джоакино Антонио Россини
- 13. Жорж Бизе
- 14. Музыкальный импрессионизм
- 15. Веризм
- 16. Пуччи́ни
- 19. Творческая жизнь м.И.Глинки
- 20. С творчеством а.С. Даргомыжского
- 22.Эпическая линия в русском искусстве.
- 24.Характеристика творчества н.Римского-Корсакова, основные сочинения.
- 25.Оперы н. Римского-Корсакова
- 26.П.Чайковский
- 27.Оперы Чайковского «Евгений Онегин» «Пиковая Дама».
- 28.Балеты Чайковского
- 33. Русская музыка советского периода:композиторы и сочинения. Обзор творчества д.Шостаковича.
- 34. Музыкальная культура Беларуси второй половины 17-18 вв. : общая характеристика. Выдающиеся музыканты я. Голанд, э. Ванжура, м. Радзивил, м.К. Огинский
- 36. Музыкальный театр Беларуси 18 века: частнособственнические театры магнатов (Несвиж, Гродно, Слоним, Шклов)
- XVIII век — центрами музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов — Голланд, Ванжура, Радзивилл и другие.
- 37. Музыкальное творчество в Беларуси в 19 веке: н. Орда, м. Ельский, д.И в. Стефановичи, ф. Миладовский
- 38. Музыкальная культура Беларуси 20 века.
- 39. Творчество белорусских композиторов – основателей профессиональной композиторской школы (Золотарёва, Чуркина, Аладова, Тикоцкого, Богатырёва)
- 40. Исторический образ жанров оперы и балета в Беларуси (советский период)
- 41. Основные сочинения белорусских композиторов 2 половины 20 века –Глебова, Кортеса, Мдивани
- 42. Деятельность музыкальных учреждений Беларуси