1. Скрипка
Сколько бы ни подчеркивать значение первых простейших практических шагов в сложном процессе овладения игрой на скрипке, нет опасности преувеличить их. К лучшему или к худшему, но привычки, появившиеся в ранний период обучения, влияют непосредственно на все дальнейшее развитие учащегося. Самое начало игры на скрипке, например внешне простой способ держания инструмента еще до того, как ученик начнет извлекать звук смычком, представляет широкое поле в этом отношении как для хороших, так и для дурных возможностей. Нет другого инструмента, полное овладение которым в позднейший период учения требовало бы такой осторожности и точности вначале, как того требует скрипка. И так как способ держания инструмента надлежащим образом предшествует всему дальнейшему развитию ученика, эта фаза имеет право на особое рассмотрение.
Прежде всего надо запомнить: скрипку следует держать таким образом, чтобы глаза были прямо устремлены на гриф инструмента, а левая рука находилась в таком положении под нижней декой скрипки, при котором пальцы могли бы перпендикулярно падать на струны, а кончики их ударять по последним с твердостью.
Другим важным моментом является следующий: надлежит избегать опускания скрипки на плечо, или иначе – подсовывания плеча под скрипку. Употребление подушки под декой инструмента в целях придания большей устойчивости нажиму подбородка также не должно иметь места. Это все — плохие привычки, старательно избегать которых должен с самого начала каждый ученик, ибо они не только вообще портят постановку скрипача, но, что более важно, не позволяют играющему извлечь и трети того звука, который скрипка в состоянии издать — будь то хороший или посредственный, сильный или слабый инструмент.
Что касается придерживания инструмента подбородком, то последнее должно быть сообразовано с длиной шеи ученика так, чтобы играющий был в состоянии держать скрипку свободно и без напряжения. Те скрипачи, которые опускают инструмент на плечо или кладут под него подушку, несомненно, не имеют представления о гибельном влиянии этого на их звук. Всегда следует поднимать скрипку как можно выше, что бы доставить руке наибольшую свободу при переходах из одной позиции в другую. Последнее достигается легким приближением к груди левой руки.
Необходимо всегда уменьшать расстояние между руками, приближая их друг к другу с помощью небольшого наклона всего туловища влево, однако не позволяя левой руке прижиматься к нему. Вначале кажется трудным поднимать высоко скрипку без поддержки, но с течением времени к этому привыкают, выигрывая в легкости при достижении высоких позиций так же, как в быстрых нисходящих пассажах.
Если у учащегося возникает сомнение в преимуществах подобного положения скрипки, то ему остается сделать собственные выводы на основании игры выдающихся представителей скрипичного искусства. Наблюдая игру известных современных скрипачей в концертах, легко заметить, что большинство из них держит скрипку высоко (в особенности, если они играют на струне G), вследствие чего увеличивается вибрация как самого инструмента, так и струн (конечно, не та, что производится левой рукой, а та, которая происходит в результате прикосновения к струнам волоса смычка).
- 1. Скрипка
- 2. Положение большого пальца
- 3. Смычок
- 1. 3Вукоизвлечение
- 3. Вибрация
- 8. Арпеджио
- 1. Смена позиций
- 2. Давление пальцев на струны
- 3. Гаммы и другие упражнения
- 4. Хроматические гаммы
- 5. Аппликатура
- 1. Гаммы в терциях
- 2. Гаммы в квартах
- 3. Гаммы в секстах
- 4. Простые октавы
- 5. «Фингерированные» октавы
- 8. Аккорды
- 1. Мордент, групетто, форшлаг.
- 3. Двойные флажолеты
- 1. Нюансы
- 2. Фразировка
- 5. Роль кисти правой руки в ведении смычка
- 8. Извлечение звука зависит от давления на смычок кисти правой руки