logo search
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Творчество[править]

Гиббонс сочинял главным образом церковную музыку — около 40 антемов (некоторые сохранились только фрагментарно), псалмы, гимны (в т.ч. Te Deum) и другие пьесы для англиканских служб оффиция (особенно для так называемой «сокращённой» англ. Short Service), как без сопровождения (a cappella), так и в сопровождении инструментоов (консорта или органа). В ней Гиббонс развил полифонический стиль Дж. Тавернера, Т. Таллиса и У. Бёрда. Музыке Гиббонса присущи демократичностьи пластичное воплощение образов. Гиббонс был одним из наиболее значительных предшественников Г. Пёрселла. Ряд сочинений Гиббонса не опубликован (хранится в рукописи).

Хотя при жизни Гиббонс считался церковным композитором, ныне чаще исполняется его светская музыка. В области инструментальной музыки оставил сочинения для клавесина (т.наз. вирджинала — фантазии, танцевальные пьесы, вариации) и для виольного консорта. В вокальной музыке работал в жанрах мотета и мадригала. В стилистике гиббонсовского мадринала отмечают черты английской, шотландской и ирландской народной музыки, а также влияние (оригинального) итальянского мадригала.

Среди изданных произведений Гиббонса 6 пьес для вёрджинела, которые были включены в сборники «Парфания» (англ. Parthenia, 1611, был переиздан в 1843-44), сборник 5-голосных мадригалов и мотетов для виолы и голоса (1612), два антема, которые были включены в сборник Лейтона «Слёзы или Ламентации», 1614), девять 3-голосных фантазий (были изданы в1610 и 1625 гг.), пять антемов, две службы и молитва на Троицын день. Молитва на Троицын день вошла в сборник Бернарда «Избранная церковная музыка» (англ. Selected church music, 1641) и т. д.

Жиль (Джайлз) Фа́рнеби (Giles Farnaby; ок. 1563—25 ноября1640,Лондон) — английский композитор, видный представитель школывирджиналистов. Биографические сведения скудны. В 1580-е гг. обучился плотницкому ремеслу и вероятно изготавливал вирджиналы. Бакалавр музыки (Оксфордский университет, 1592). В том же году опубликовал свои первые сочинения — 9 многоголосных (протестантских) псалмов, в 1598 — сборник четырёхголосныхканцонетт. Сын Жиля Фарнеби Ричард был также композитором (род. ок. 1594).

Сочинения Фарнеби неровны по своим художественным достоинствам. Недостаток профессионального мастерства (особенно заметного в почти полном отсутствии имитационно-полифоническойтехники) он восполнял природной интуицией, темпераментом и изобретательностью, сообщавшим его музыке своеобразие индивидуальности. Из его сохранившихся 54 клавирных сочинений наиболее интересны небольшие пьесы с программными и шутливыми заголовками («Королевская охота», «Giles Farnaby’s Dream, Rest, Humour and Conceit», «Wooddy Cocke», «The Nuwe Sa-Hoo»), танцы (например,Аллемандадля двух вирджиналов, «Спаньолетта»), обработки народных песен. Почти все они известны благодаряВирджинальной книге Фицуильяма.

Томас Томкинс (англ. Thomas Tomkins; 1572, Сент-Дейвидс, Пембрукшир — 9 июня 1656, Мартин Хассингтри, близ Вустера) — английский композитор позднего Возрождения и раннего барокко.