logo
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Родоначальники французской школы клавесинистов

Жак Шампион де Шамбоньер (Jacques Champion de Chambonnieres; 1601 - перед 4 мая 1672)

Жак Шампион де Шамбоньер был известен как превосходный исполнитель на клавесине и органе, талантливый композитор и преуспевающий педагог. Так же он был превосходным танцором и учавствовал в балетных постановках. Родился в Париже. Происходил из потомственной семьи музыкантов. Самым известным был его дед Тома Шампион (прозванный Миту). Его отец, Жак Шампион, органист и клавесинист, служил при дворе Людовика XIII клавесинистом. В сентябре 1611 года Шамбоньеру была обещана в будущем придворная должность отца. С 1640 года он находился на придворной службе (эпинетист - по названию малого клавесина). Эту должность он занимал недолго, так как король Людовик XIII умер в 1643 году, а у его жены - королевы Марии Медичи, которая стала регентшей молодого Людовика XIV, были свои музыканты, но он стал учителем молодого короля. Сделал блестящую карьеру при французском дворе, однако в конце жизни впал в немилость, потерял свой пост и умер в нищете.

Деятельность Жака Шамбоньера не ограничивалась только придворными обязанностями. В 1641 году он организовал серию платных концертов под названием "Assemblee des Honnestes Curieux" (Собрание истинно любознательных), концерты проходили у него дома, два раза в неделю, в них участвовало около десяти постоянных музыкантов и приглашенные артисты. Возможно, это были одни из самых первых концертов такого рода, так как до этого все выступления подразумевали поддержку короля, церкви или крупных аристократов.

Клавесинные пьесы Шамбоньера возникли на основе танцев - куранты (их особенно много у композитора), аллеманды, сарабанды, жиги, паваны, гальярды, канари, менуэта. Как раз в те годы, когда началась деятельность родоначальников французской школы клавесинистов Жака Шампиона де Шамбоньера и его последователя Луи Куперена, в Париже пользовался славой крупнейший лютнист Дени Готье (ок.1600-1672), создававший многочисленные пьесы для своего инструмента. Сопоставление лютневой музыки Готье с клавесинными пьесами Шамбоньера позволяет обнаружить много общего в искусстве того и другого: жанровые основы, выбор танцев, программные тенденции, самый характер возникающих образов, стилистика. Строгий и величавый стиль Шамбоньера сформировался на основе традиций французской лютневой музыки, представителями которой были также и Жермен Пинель, Эннемонд.

Именно из такого репертуара со временем сложился определенный вид сюиты, характерный для некоторых школ и по преимуществу - для немецких композиторов. Выделение в качестве главных частей сюиты аллеманды, куранты, сарабанды и жиги было отчасти подготовлено работой французских композиторов над этими танцами, отбором их, проведенным у Фробергера, затем у Пахельбеля, и, наконец, творческой практикой И.С. Баха (Французские сюиты). Пьесы Шамбоньера не образуют какого-либо типа сюиты, это не характерно для французских клавесинистов. Шамбоньер стилизует изложение танцев. Более заметно это в его аллемандах, которые уже далеки от танцевальности, несколько полифонизированы и являются небольшими пьесами преимущественно спокойно-раздумчивого характера. Куранты сохраняют свой балетный облик. Сарабанды то несколько тяжеловесны, то более лиричны, с преобладанием мелодической выразительности (что станет в дальнейшем традицией для сарабанды как на сцене, так и в инструментальной музыке). Программные подзаголовки в ряде танцев у Шамбоньера побуждают к сценическим, в частности балетным ассоциациям: павана "Беседа ботов", сарабанда "Юные зефиры", "Торжественная сарабанда". Характерна выдержанность заданного движения и ритма. Охотно обращается композитор к вариационности, создавая после танца его дубли.

По общему музыкальному складу пьесы Шамбоньера тяготеют к гомофонии. Подвижность всех голосов не затемняет гармоническую основу целого. Фактура остается легкой, прозрачной. Шамбоньер одним из первых клавесинистов стал вводить орнаментацию мелодии - трели, форшлаги, морденты, группетто. Одной из определяющих характеристик его музыки является широкая и ясная мелодическая линия, однако под приятной мелодической поверхностью скрывается существенная полифоническая сложность и контрапункт. Композитор в своем творчестве намечает характер орнаментики, которая вскоре приобретет у французских клавесинистов всеобщую власть и составит один из господствующих признаков их стиля. Правда, в сравнении, например, с музыкой Франсуа Куперена орнаментальность Шамбоньера не столь изысканна и не столь обильна: украшений не слишком много, и они сосредоточены в верхнем голосе. Из множества приемов орнаментации композитор отбирает те, которые обвивают гармонический звук (форшлаг, группетто, трель) как опору мелодии. Благодаря этому характерное движение танца большей частью вполне ощутимо в его курантах и сарабандах.

В дополнение к музыкальному творчеству Жак Шампион де Шамбоньер занимался педагогической деятельностью и его блестящий стиль оказал важное влияние на последущее развитие французской клавесинной школы, а также на зарубежных композиторов, таких как Иоганн Якоб Фробергер. Среди его учеников были Жак Ардель, Николя Лебег и Жан-Анри д'Англебер, но особенно важным был его вклад в создание музыкальной династии Куперенов. В 1650/51 году братья Куперены - Шарль, Франсуа и Луи дали небольшой частный концерт в усадьбе Шамбоньера, на именины хозяина, их игра и музыка (композитором был Луи, будущий его ученик и первый прославившийся представитель музыкальной династии Куперенов) настолько впечатлили Шамбоньера, что он стал оказывать им поддержку и вскоре все трое начали активную карьеру в Париже.

В начале 1650-х годов его карьера была на подъеме - он сочинял музыку, продолжал танцевать в балете, выезжал на гастроли, обучал учеников, среди которых был молодой король Людовик XIV. Первые серьезные потери произошли в 1657 году в результате судебного процесса с женой были проданы его поместье и земли. В этом же году король, в результате дворцовых интриг, отстранил его от должности своего учителя игры на клавесине. Его противники, которых он называл "низкой и дьявольской кликой", пытались на его место поставить Луи Куперена, но ученик отказался занять пост из верности к своему другу и благодетелю. Его положение при дворе становилось всё более шатким, зарплата уменьшалась, пока в 1662 году он окончательно не оставил свой пост. Многие из несчастий Шамбоньера были вызванны назначением Жана-Батиста Люлли руководителем придворных музыкантов. Его отставка в принципе была объективной - Шамбоньер просто не смог соответствовать новым требованиям и исполнять музыку нового стиля с басо континуо. После ухода на пенсию Шамбоньер продолжает музицировать и сочинять, в 1670 году он опубликовал единственные два тома произведений для клавесина, остальные работы остались в рукописях.

Из-за отсутствия источников очень мало известно о французской клавесинной музыке первой половине 17 века и Жак Шамбоньер выступает как единственный крупный композитор этого времени с большим количеством сохранившихся работ. Всего в его наследии более 150 произведений, почти все из них танцы (аллеманды, куранты, сарабанды, жиги, чаконы, паваны, гальярды и другие). Около семидесяти работ были опубликованы самим композитором в 1670 году в двух томах "Пьесы для клавесина" (Les pieces de clavessin), остальные произведения сохранились в рукописных источниках, большинство из которых были открыты только во второй половине 20-го века. Ещё есть ряд пьес, авторство которых возможно принадлежит Шамбоньеру.