logo
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1 Часть

Поистине грандиозны пропорции I-й части, которую А.Н. Серов назвал «орлиным аллегро». Главная тема ( Es-dur, виолончели), предваряемая двумя мощными аккордами оркестрового tutti, начинается с интонаций обобщенных, в духе массовых революционных жанров. Однако уже в 5 такте широкая, привольная тема словно наталкивается на препятствие – альтерированный звук « cis », подчеркнутый синкопами и отклонением в g-moll. Это вносит в мужественную, героическую тему оттенок конфликтности. Кроме того, тема чрезвычайно динамична, она сразу дается в процессе бурного развития. Ее строение подобно нарастающей волне, устремленной к кульминационной вершине, которая совпадает с началом побочной партии. Такой «волновой» принцип выдержан во всей экспозиции.

Побочная партия решена очень нетрадиционно. В ней не одна, а целая группа тем. Первая тема совмещает функции связующей ( тона льная н еустойчивость) и побочной ( соз­дание лирич еского контраста главной теме). 3-я побочная родственна первой: в той же тональности B-dur, и такая же напевно - лирическая, хотя при этом более просветленная и мечтательная.

2-я же побочная тема контрастирует крайним. Она имеет героико - драматический характер, пронизана стремительной энергией. Опора на ум. VII7 придает ей неустойчивость. Контраст усилен тональными и оркестровыми красками (2 побочная тема звучит в g - moll у струнных, а I и 3 – в мажоре у деревянных - духовых).

Еще одна тема, ликующе-приподнятого характера, возникает взаключительной партии. Она родственна как главной партии, так и победным образам финала.

Подобно экспозиции разработка многотемна, в ней получают развитие почти все темы ( отсутствует только 3- я побочная тема, наиболее напевная, и как бы взамен появляется печальная мелодия гобоев, которой не было в экспозиции ). Темы даны в конфликтном взаимодействии друг с другом, их облик глубоко изменяется. Так, например, тема главной партии в начале разработки звучит мрачно и напряженно (в минорных тональностях, нижнем регистре). Чуть позже к ней контрапунктически присоединяется 2-я побочная тема, усиливая общую драматическую напряженность.

Другой пример – героическое фугато, ведущее к генеральной кульминации, основанное на I-й побочной теме. Ее мягкие, плавные интонации сменяются здесь широкими ходами на сексту и октаву.

Сама генеральная кульминация построена на сближении различных мотивов экспозиции, содержащих элемент синкопы (двухдольные мотивы в трехдольном размере, резкие аккорды из заключительной партии). Переломным моментом драматургического развития становится появление темы гобоев – совершенно нового эпизода в рамках сонатной разработки. Именно эта нежная и печальная музыка становится результатом предшествующего мощного нагнетания. Новая тема звучит дважды: в e-moll и f-moll, после чего начинается процесс «восстановления» образов экспозиции: главная тема возвращается в мажор, линия ее выпрямляется, интонации становятся решительными и наступательными.

Интонационные изменения в главной теме продолжаются в репризе. Уже во втором проведении начального ядра исчезает нисходящая полутоновая интонация. Вместо нее дается подъём к доминанте и остановка на ней. Меняется и ладотональная окраска темы: вместо отклонения в g-moll сияют яркие мажорные крас­ки. Как и разработка, кода I части – одна из самых грандиозных по объему[1] и драматически напряженных. Она в более сжатом виде повторяет путь разработки, но итог этого пути иной: не скорбная кульминация в миноре, а утверждение победного героического образа. Заключительный раздел коды создает атмосферу народного торжества, радостного по­рыва, чему способствует насыщенная оркестровая фактура с гулом литавр и фанфарами меди.