18. Венецианская, Болонская скрипичная школа.
ИТАЛЬЯНСКОЕ СКРИПИЧНОЕ ИСКУССТВО XVI — XVIII ВЕКОВ
продолжение (см. начало главы)
- -
(На этой странице: болонская школа — Маурицио Каццати; Джованни Баттиста Витали и его сын Томазо Антонио Витали, автор известной скрипичной «Чаконы»; Джованни Баттиста Бассани; Джузеппе Торелли)
- -
В истории итальянского скрипичного искусства докореллиевского периода особую роль сыграло творчество ряда замечательных скрипачей-композиторов, представляющих болонскую скрипичную школу XVII века, в которой сформировалось творчество Арканд-жело Корелли.
Болонья представляла собой крупный художественный центр Италии. К. Гольдони называл Болонью «Итальянскими Афинами», где сохранялись древние традиции. Болонья слыла «ученым» городом. Здесь был университет — один из первых в Европе, академическая школа живописи. Рядом находилась Кремона — центр производства скрипок, где в XVII веке работали семейства Амати, Гварнери, А. Страдивари.
В Болонье было распространено серьезное инструментальное, главным образом скрипичное, музицирование, а не опера и уличные празднества, как в Венеции. Важную роль в музыкальной жизни играли «академии» (их на протяжении века было четыре) — общества, объединявшие наиболее значительных композиторов, поэтов, художников, инструменталистов, певцов. Первую такую академию основал композитор Андриано Банкьери в 1615 году («dei Floridi»). Здесь проходили творческие собрания, обсуждения, прослушивания, диспуты на темы искусства, эстетики.
В 1666 году была создана «Академия филармоников», членами которой были Дж. Б. Бассани и А. Корелли. Для вступления в такую академию было необходимо выдержать довольно серьезный экзамен — представить свои сочинения, принять участие в диспуте. В этой академии числился и младший современник Корелли, глава болонской виолончельной школы Доменико Габриели.
Одним из важных центров музыкальной жизни был собор Сан-Петронио. Капелла собора, возглавлявшаяся со второй половины XVII века Маурицио Каццати, затем Дж. Колонной и Дж. А. Перти, была одной из лучших в Италии и могла соперничать с капеллами Сан-Марко в Венеции и Сан-Пьетро в Риме. В капелле играли такие известные скрипачи, как Дж. Б. Витали, Дж. Бенвенути, Л. Бруньоли, Дж. Торелли. По воскресеньям собор становилсяпубличным концертным залом, где исполнялась в основном скрипичная музыка.
Именно в творчестве скрипачей болонской школы можно наблюдать складывание новых выразительных скрипичных средств, формирование наиболее прогрессивных тенденций становления сонатно-концертного цикла как художественной целостности, построенной по своим специфическим законам, учитывающим прежде всего не музыкально-конструктивные, а художественно-эстетические взаимодействия частей, систему их выразительности.
Здесь в наибольшей степени осознается принцип музыкально-драматургического построения цикла, вытекающий из общей концепции целого как концертно-зрелищного сочинения, проводящего слушателей через различные художественно-эмоциональные состояния. Именно эта концепционность, тесно связанная с выразительными возможностями скрипки, и стала основным централизующим принципом старинной сонатности предклассического типа, консолидировавшим ее художественную форму.
Начало болонской скрипичной школе положил Эрколе Гаибара, получивший за свое мастерство прозвище «Скрипач». Его учениками были виртуоз-импровизатор Л. Бруньоли и Дж. Бенвенути — учитель А. Корелли.
Одним из наиболее ранних композиторов и скрипачей, внесшим вклад в процесс органического усвоения виртуозных и кантиленных возможностей скрипки, формирования нового выразительного стиля, был Маурицио Каццати (ок. 1620— 1677). Капельмейстер собора Сан-Петронио, он был музыкантом широкого профиля, играл на многих инструментах, в том числе на скрипке, органе, проявил себя интересным, плодовитым композитором.
Он родился в местечке Гуасталло. Первым местом работы стала Мантуя, где он был руководителем капеллы церкви Сан-Андреа. Позже служил в академии делла Морте в Ферраре (до 1651), Бергамо, затем уже в Болонье (1656—1673). Последней должностью, в которой он проработал до смерти, было руководство капеллой Гонзагов снова в Мантуе.
Ранние трио-сонаты Каццати сохраняют во многом еще венецианские традиции — контрастность разделов, обрамление их каденциями. В период работы в Болонье в его творчестве все ярче проступает специфическое скрипичное начало. Он стал первым болонским композитором, опубликовавшим сольные скрипичные сонаты (ор. 55, 1670), покоряющие богатством образов, энергичностью изложения, лиризмом.
Во многом предвосхищают некоторые черты формы concerto grosso его «Концертные пьесы для 2—4-х голосов для скрипки и ripieni» (op. 40, 1666), где отчетливо противопоставляются кон¬цертирующая партия и остальной ансамбль. Наиболее выдающим¬ся учеником Каццати стал Дж. Б. Витали.
Джованни Баттиста Витали (1644 /в некоторых источниках приводится другая дата рождения — 1632 / — 1692) родился в Кремоне, музыке обучался в Болонье. С 1667 по 1672 год он работал альтистом и скрипачом в соборе Сан-Петронио. Затем в Модене занимает место сначала второго, а с 1684 года первого капельмейстера герцогской капеллы.
В Болонье он становится членом основанной в 1633 году академии «dei Filaschici», написав для этого сложное полифоническое произведение по определенному заданию. Участие в обсуждении художественных проблем, музыкальных сочинений многое дало молодому музыканту. Его творческое развитие от первого опуса — «Камерные куранты и балеты для двух скрипок и баса» (1666) до последнего — «Камерные сонаты для трех инструментов» (ор. 14, 1692) — это путь непрерывного художественного совершенствования. Сочинения Витали заметно повлияли на творчество Торелли, Корелли, Пёрселла.
Камерные сонаты и сюиты Витали ранних опусов, по сути дела, являются сборниками танцев, не составляющих художественного целостного цикла. Как указывает сам автор, скрипачи могли исполнять по желанию и отдельные части. Более поздние сочинения этого жанра отражают стремление автора к консолидации формы, к введению старинной двухчастной формы с модуляцией в середине, к контрастным сопоставлениям жанров, метров, фактуры. В последних опусах (ор. 11 — 1684, ор. 12—1685, ор. 14) происходит заметный процесс стилизации танцев. В сюиту Витали один из первых вводит французские танцы — бурре и менуэт, стремится к объединению цикла тематическими связями частей.
Основной заслугой Витали является развитие жанра церковной сонаты. Уже в ранних сочинениях — «Сонаты для двух скрипок с басом» (ор. 2, 1667), «Сонаты для 2—5 инструментов» (ор. 5, 1669) он продолжает и развивает концепцию церковной сонаты своего учителя М. Каццати. Контраст частей строится уже не по темповым признакам, а в основном по принципу тематической контрастной выразительности.
Вступление — Largo — хотя уже гомофонно, но в своем тематизме пока еще сохраняет типичные интонации фугированных произведений, как и некоторые приемы полифонического письма, например имитацию на кварту ниже, схожую с «ответом» в фуге. Однако уже здесь появляются интересные гармонические находки, помогающие динамизировать художественное развитие. В образном смысле медленные части кристаллизуют область созерцательной лирики.
Быстрые части — фугированные, с четким, пружинистым ритмом. В финалах преобладает танцевальная ритмика на основе полифонического развертывания. Но жанровые элементы могут включаться Витали уже во все части, что свидетельствует о процессе слияния камерной и церковной сонаты.
В более поздних сонатах нарастает патетичность. Основой тематизма становятся квартовые ходы, фанфарность, используется движение по ступеням трезвучия, вводится пунктирный ритм. Нередки величественные, героически-приподнятые образы, прослеживается связь с декламацией, ораторской речью. В качестве примера можно привести медленный финал из сонаты D-dur op. 13
Быстрые части индивидуализируются, порой приближаются к фугато, усиливается разработочность, имитационная работа с материалом. В сонаты нередко включаются и танцы — гальярда, жига, особенно в качестве финалов. Жанр здесь трансформирован усложнен, приобретает черты, связанные с нормами полифонического мышления.
Особое место в творчестве Витали составляет его ор. 13 — «Музыкальные изобретения» (1689), содержащий 60 сочинений. Во многом это педагогическое сочинение, своеобразная энциклопедия скрипичной техники конца XVII века, предвосхищающая «Фолию» Корелли. Здесь есть и девять сочинений в «основных инструментальных формах», даны примеры на главные виды контрапункта, приведены примеры полиритмии («Балет» для трех инструментов, где каждая партия написана в различном размере), «энгармонизма» («Балет» для двух струнных инструментов), где одна строчка написана в тональности Ges-dur, а другая — в Fis-dur. Особенно интересна «Пассакалья» как пример цепной модуляции из Es-dur в E-dur — пьеса необычайной для того времени длительности — 261 такт! Все пьесы в этом опусе расположены в порядке возрастающей трудности.
Творчество Витали было этапным для развития скрипичной музыки. Сонатная форма у него приобретает подлинный концертный размах, наполняется ярким образным содержанием. Не случайно его сочинения оказали столь сильное воздействие на современников. Кроме скрипичных, ему принадлежат и вокальные сочинения, оратории. Многие его произведения до сих пор остались в рукописи.
Наиболее известным учеником Витали стал его сын Томазо Антонио Витали (1663—1745), композитор, виртуоз и педагог. Он работал придворным скрипачом в Модене. Им созданы церковные сонаты для двух скрипок и виолончели (ор. 2, 1693); представляет интерес «Концерт из сонат для скрипки, виолончели и чембало», ор. 4. Т. Витали наиболее известен своей Чаконой, которую обработал Ф. Давид. Некоторые исследователи считали это стилизацией, а не оригинальным произведением. Однако рукопись Чаконы находится в Дрезденской библиотеке. На титульном листе фамилия автора обозначена «Виталино» — маленький Витали, это, возможно, говорит о том, что данное сочинение написано Витали в раннем возрасте.
Т. А. Витали был незаурядным педагогом. Им воспитано много учеников, среди которых приобрели известность Е. Ф. Даль-Абако, Ж.»Б. Санайе, Дж. Н. Лауренти (учившийся также у Торелли).
Углубление мелодической выразительности при сохранении полифонических традиций, стремление к концертности характерно для многих сочинений болонской школы. Эти черты можно обнаружить в сонатах для скрипки и виолончели (1691), сонатах для скрипки с басом Бартоломео Джироламо Лауренти (1644—1726), скрипача базилики Сан-Петронио, члена Академии филармоников, ученика Э. Гаибары.
Элементы скрытой полифонии, концертность заметны в сонатах для скрипки с басом П. дель Антонии (ок. 1648—1720), в частности, в 12 сонатах ор. 4 (1676) и 8 сонатах ор. 5 (1686).
Заметный вклад в развитие скрипичного искусства внес Джован н и Баттиста Бассани (ок. 1657—1716). Он родился в Падуе, обучался в Венеции у Ф. Д. Кастровиллари, возможно, и у Дж. Легренци. Работал в Ферраре, в том числе в Академии della Morte (с 1677) и капельмейстером кафедрального собора (с 1688). В знак признания его заслуг он в 1677 году избирается членом Академии филармоников в Болонье, а в 1682—1683 годах возглавляет ее. После Феррары до конца жизни Бассани служит в капелле базилики в Бергамо, преподает.
Им создано 6 опер, мессы, вокальная музыка. Но наиболее известен он своими скрипичными сочинениями. Первый опус — это сюиты «Балеты, куранты, жиги и сарабанды» (1677), по сути дела, камерные сонаты для двух скрипок и баса continuo («с необязательной второй скрипкой»!), содержащие по 4 танца. Ор. 5 — «Симфонии для 2—3-х инструментов» (1683) содержат от 4 до 7 частей, написанных в свободной фугированной форме.
Для сонат Бассани характерно стремление к широким мелодическим построениям, введению диссонансов, эффекта эха, активизация ткани пунктирным ритмом, фигурациями, арпеджио, перебросками смычка через струны и т. п.
Тематизм в сонатах индивидуализируется. Особенно ярко проявляется фанфарность, возможно как продолжение традиции болонских глашатаев, выкрикивавших свои объявления под звуки труб и тромбонов. Полифоническая ткань гомофонизируется, жанровость рассредоточивается. Используются «ясные», звучные скрипичные тональности.
Однако стремление к обобщению еще не приводит у Бассани к концентрированному тематизму, образованию ярких интонаций, развернутому мелодическому движению. Скорее мелодическое начало в медленных частях нередко рассредоточено и возникает не как раскрытие движения во времени, а как бы постепенная консолидация в пространстве, заполнение его звучанием, что создает впечатление статичности, созерцательности музыки.
Порой вся часть изложена ритмически однообразными длительностями. Здесь основную роль играют хроматизмы, неустойчивые гармонии как динамический момент — ожидание разрешения. Характерный пример — третья часть Второй трио-сонаты из ор. 5. Такие медленные части напоминают будущие части концертов Вивальди, где специфической задачей становится именно передача статики («сон» во «Временах года» и в концерте «Ночь»).
Но у Бассани как оперного композитора проникают в медленные части и интонации оперных арий. Особенно тяготеет он к нежным и печальным мелодиям, построенным на нисходящих интонациях и задержаниях, в которых можно проследить и трансформацию жанров сарабанды и пассакальи (к примеру, вторая часть трио-сонаты ор. 5 № 7).
Сонаты Бассани уже во многом близки стилю Корелли, но художественно менее совершенны и новы по языку и концентрированной выразительности. Современник Корелли, он способствовал, как и другие скрипачи и композиторы той эпохи, созданию художественной атмосферы поисков новой скрипичной выразитель ности, концертно-инструментальной специфики, которые смог синтезировать на новом уровне и завершить Корелли.
Значительная роль в развитии скрипичных жанров, особенно сольного концерта, принадлежит Джузеппе Торелли (1658—1709). Он родился в Вероне, обучался игре на скрипке у Дж. Массароти, затем в Болонье у Э. Гаибары, а по композиции у Дж. А. Перти. В 1684 году принят в Академию филармоников. С 1686 по 1695 год работал виолистом (альтистом) в капелле базилики Сан-Петронио. После турне по Германии два года служил руководителем капеллы маркграфа Бранденбургского в Ансбахе (1697—1699), затем в Вене, где создал ораторию. В 1701 году возвратился вновь в Болонью, в капеллу Сан-Петронио, которой руководил его учитель Перти.
Уже в первых сочинениях — «Камерных балетах для трех ин¬струментов с басом> (op. 1, 1686) и «Камерных концертах для двух скрипок с басом» (ор. 2, 1686) проявляются новые черты, наряду с развитием традиций Дж. Б. Витали — сочетание полифонического и гомофонного стилей, индивидуализация мелодики, выразительная скрипичная фактура.
В следующем опусе (1687) — «Симфониях для 2—4-х инструментов» — вводится свободный порядок частей. Порой подряд идут быстрые части, а медленные выполняют роль связок. Интерес представляет ор. 4 — «Камерные концертино для скрипки и виолончели» (1688), представляющие как бы дуэт, поиски концертирования двух инструментов, которые потом разовьются в группу «кончертино».
Подход к форме concerto grosso и сольному концерту ощущается в «Симфониях и концертах для трех инструментов» (ор. 5, 1692), где Торелли в предисловии советует «умножать» — дублировать все партии для достижения большей звучности. И в следующем опусе (1698) «Музыкальные концерты для 4-х инструментов» он поручает в двух концертах соло одной скрипке, противопоставляя ей остальную группу,— это первое разделение в концерте solo и tutti. У солирующей скрипки здесь широкие фигурационные эпизоды. Включена тут и Пастораль, что найдет продолжение у Корелли. В этих опусах Торелли придерживается уже в целом трехчастной формы концертов.
Concerti grossi op. 8 были изданы после смерти Торелли (1709). Они написаны в трехчастной форме, сходной с итальянской оперной увертюрой (быстро—медленно—быстро). Здесь концерти руют и две скрипки, и одна. Яркий контраст solo и tutti достигается и за счет увеличения концертности сольных партий (путь к сольному концерту Вивальди), введения двойных нот, аккордов, многообразных ритмов, секвенций, и за счет контраста фактуры ансамбля и группы кончертино.
Обычно отмечается, что именно Торелли является создателем жанра concerto grosso. Представляется, что это все же не так. Аналогичные сочинения Корелли писались, а частично исполнялись еще до выхода концертов Торелли. Большую роль в формировании жанра сыграло творчество А. Яжембского и А. Страделлы, в частности его увертюры. Менее выявленной оказалась роль Торелли в формировании сольного скрипичного концерта, образцы которого были созданы им до Вивальди.
Не все сочинения Торелли опубликованы. В рукописи осталось около тридцати симфоний (сонат), три concerti grossi, две кантаты, арии.
Как видим, в скрипичных сочинениях болонских мастеров шел интенсивный поиск скрипичного концертного выразительного стиля, процесс кристаллизации новых форм воплощения инструментальных замыслов на основе сочетания достижений и ансамблевого музицирования, и оперы. Все более полно реализуются кантиленные возможности скрипки, ее виртуозные ресурсы.
Основное внимание направляется на достижение максимального инструментального блеска, яркости, характерности с целью выражения состояний человека, его связей с миром. Не случайно общими для видных скрипачей-композиторов болонской школы чертами стиля стали возросшая эмоциональность выражения, лиризм, простота и ясность изложения и формы.
Заслугой болонской скрипичной школы является создание значительного количества скрипичных сочинений — концертов, сонат, сюит, частично сохранивших свое художественное значение до наших дней и создавших благотворную почву для расцвета творчества Корелли. Именно он дал скрипичному искусству XVII — начала XVIII века совершенство и классическую завершенность.
БОЛОНСКАЯ ШКОЛА - направление в итал. музыке, сложившееся в Болонье во 2-й пол. 17 в. Сыграло важную роль в формировании и развитии жанров инстр. музыки: трио-сонаты, сольной сонаты и концерта. Основоположник Б. ш. Дж. Б. Витали возвысил значение инстр. музыки, на нац. итал. основе обогатил её мелодику и формы, внёс вклад в развитие жанра сонаты. Виднейшие представители Б. ш. - М. Каццати (учитель Дж. Б. Витали), Дж. Б. Бассани, П. Дельи Антонии, Б. Лауренти, Дж. Альдровандини, Т. А. Витали и Дж. Торелли, авторы трио-сонат и сольных скрипичных сонат. Торелли был в числе создателей концерта для скрипки с оркестром и особой формы орк. сонаты или симфонии для 4 и более голосов. В его сольных концертах и concerti grossi утверждается цикличность, осн. на чередовании контрастирующих темпов (быстро - медленно - быстро). Расцвет Б. ш. связан с творчеством А. Корелли, одного из создателей классич. типа concerto grosso (в 70-х гг. 17 в. Корелли переселился в Рим). Развитие инструментальной музыки в Болонье проходило во взаимодействии с эволюцией других жанров; определённое влияние на становление концертного стиля в инструментальной музыке оказали характерные для Б. ш. оратория с текстом на простонародном языке и короткая "концертная месса" без саntus firmus для 3 голосов (без тенора) и струнных инструментов (М. Каццати, Дж. П. Колонна, Дж. А. Перти и др.).
- Общие вопросы
- 13. Оратория 17 века. (Величайшие имена, школы) Оратория
- Ученики [править]
- Творческое наследие[править]
- 14. Органное искусство добаховской эпохи. Джироламо Фрескобальди, Иоганн Па́хельбель, Дитрих Букстехуде.
- 15. Клавирное искусство 17- начало 18 века. ( подробный разбор для пианистов)
- Французские клавесинисты
- 16. Школа английских верджиналистов.
- Клавирная музыка [править]
- Биография[править]
- Творчество[править]
- Очерк биографии[править]
- Очерк творчества[править]
- 17. Школа французских клавесинистов
- Родоначальники французской школы клавесинистов
- Луи Куперейн (фр. Louis Couperin; ок.1626, Шом-ан-Бри - 29 августа 1661, Париж)
- Дальнейший путь французской школы клавесинистов
- Вершина французской клавесинной школы
- 18. Венецианская, Болонская скрипичная школа.
- 19. Жанры инструментальной музыки в творчестве Арка́нджело Коре́лли, Анто́нио Лючио Вива́льди, Джузеппе Тартини. (Для пианистов : найти в концертах «Basso continuo») Antonio Vivaldi
- Arcangelo Corelli
- Giuseppe Tartini
- 20. Сюитность как принцип музыкального мышления в музыке 17-18вв. Структурность классической сюиты. ( Взять любую сюиту и разобрать ) ; (Прочитать работу Яворского). Сюита
- Описание [править]
- Последовательность частей сюиты [править]
- О композиции и содержании французской сюиты и. С. Баха №2, до минор.
- 21. Музыкальная культура 18 века. Ее историческое значение. Сущность Просвещения. Просветительство в музыкальном искусстве. Просвещение
- Классицизм
- Венская классическая школа
- 23. Историческое значение творчества Баха. Тип гения Баха.( в области фортепианной музыки для пианистов) Johann Sebastian Bach
- 24.Творческий путь Баха. Проблемы периодизации ег
- Биография Баха
- 25. Принципы дифференциации творчества Баха.
- Тематический каталог [править]
- Другие каталоги баховских произведений [править]
- 27.Органное творчество Баха. Жанр хоральной прелюдии. («Токката и фуга ре минор» и.Т.Д)
- 28. Духовная и светская кантаты в творчестве Баха. («Кофейная Кантата», «Состязание Феба и Пана»)
- 29. Жанр пассионы в творчестве Баха. («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею») (Материалы в книге - Друскин м.С. «Пассионы и мессы Баха»)
- Страсти по Матфею [править]
- Структура Страстей по Матфею [править] Страсти по Марку [править]
- Страсти по Луке [править]
- Исполнения «Страстей» [править] Прижизненные исполнения [править]
- Забвение и возрождение [править]
- Музыкальные формы «Страстей» [править]
- 30. Месса h-moll. Высокая месса Баха. H-Moll-Messe, bwv 232
- История создания
- 31. Бах и Гендель. Сравнительная характеристика. ( Материалы « Русская книга о Бахе» статья «Бах и Гендель»)
- 32. 2) Инструментальное творчество Генделя. ( вопрос для инструменталистов)
- Concerti grossi
- Сюиты Генделя
- 33. Мангеймская школа и ее представители. Мангеймская школа
- Исполнительский стиль [править]
- Творчество [править]
- 34. Венская классическая музыкальная школа. Ее историческое значение. ( Акцент на ф-но группе. Фортепианная соната и.Т.Д) Венская классическая школа
- 35. Творческий облик Гайдна. Joseph Haydn
- 36. «Лондонские» симфонии Гайдна.
- Гайдн. Оратория «Сотворение мира» Die Schöpfung
- История создания
- Гайдн. Оратория «Времена года» Die Jahreszeiten
- История создания
- 38. Жанровые истоки симфонии Гайдна. Ее генезис.
- Симфоническая музыка[править]
- 39. Оперная реформа Глюка. Этапы развития.
- 40. К.Ф.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». Опера Глюка «Орфей и Эвридика» Orfeo ed Euridice
- Действующие лица:
- История создания
- 41. Творческий облик Моцарта.( материалы-Энштейн «Личность и творчество Моцарта») Wolfgang Amadeus Mozart
- 42. Тип гения Моцарта. Моцарт. Загадка Гения Юлия Морозова
- Загадка Гения
- 43. Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» - комическая опера. Le Nozze di Figaro
- Действующие лица:
- История создания
- 44. «Дон Жуан (опера)» - dramma giocoso. Don Giovanni
- Действующие лица:
- История создания
- 45. «Волшебная флейта»- опера-зингшпиль Моцарта. Die Zauberflöte
- Действующие лица:
- История создания
- 46. Особенности симфоний Моцарта. «Симфония №40» Symphony No. 40 in g minor, k. 550
- История создания
- 47. «Реквием» (Моцарт). История создания. Трактовка жанрового канона.
- История создания
- 48. Творческий облик Бетховена. Ludwig van Beethoven
- 49. Периодизация творческого наследия Бетховена.
- Ранний венский период (1792-1802)
- Центральный период творчества (1802-1812)
- Переходные годы (1812-1815)
- Поздний период (1816-1827)
- О традициях
- 50. Функции жанра в творчестве Бетховена.
- Фортепианная соната – «творческая лаборатория» Бетховена
- Пианизм Бетховена (пианист - оратор)
- Сонатность как метод мышления
- Оркестровая трактовка фортепиано
- Основное содержание бетховенских сонат
- Обновление сонатного цикла
- О программности
- 53. Симфония № 3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая») – Бетховен. Symphony № 3 in e-flat major, Op. 55, «Eroica»
- История создания
- 1 Часть
- 2 Часть
- 3 Часть
- 4 Часть
- Symphony № 5 in c minor, Op. 67
- История создания
- 1 Часть (c-moll)
- 2 Часть (As-dur)
- 3 Часть
- 4 Часть
- 55. Симфо́ния № 9 Ре минор, Op. 125 (Бетховен) Symphony № 9 in d minor, Op. 125
- История создания
- 56. Жанр увертюры в творчестве Бетховена.
- Egmont-Ouvertüre, Op. 84 Увертюра к трагедии Гёте
- История создания
- Coriolan-Ouvertüre, Op. 62
- История создания
- 57. Бетховен. Опера «Фиде́лио» Fidelio
- Действующие лица:
- История создания
- Leonore № 3, Op. 72b Увертюра к опере
- История создания