История создания
Сюжет «Фиделио» заимствован из оперы французского композитора П. Гаво «Леонора, или Супружеская любовь» на либретто Ж. Буйи (1763—1842). В основу ее легло подлинное событие — самоотверженный подвиг жены политического узника, спасшей мужа от грозившей ему гибели. Действие было перенесено в Испанию XVII века, но современники без труда угадывали в опере отклик на революционные события. Драматизм, этический пафос, идея героического подвига, прославление чистоты и силы супружеской любви, мотив тираноборчества — все эти особенности сюжета были необычайно близки художественной индивидуальности Бетховена.
Центральным персонажем оперы он сделал отважную и преданную Леонору, все помыслы которой направлены к одной цели — освобождению любимого супруга. Столкновение проникшей в подземелье Леоноры с Пизарро — кульминационный момент развития драмы. Мрачная фигура злобного Пизарро, мстительного, попирающего законы, стала олицетворением жестокой тирании. С большой выразительностью обрисован страдающий уздник Флорестан — жертва ненависти преступного начальника тюрьмы.
К сочинению музыки Бетховен приступил в 1803 году, основываясь на переработке либретто Буйи венским литератором И. Зоннлейтнером (1765—1835). При первом представлении в Вене 20 ноября 1805 года опера (под названием «Леонора») успеха не имела. Бетховен переработал ее, сократил некоторые сцены, превратив трехактную оперу в двухактную. Однако и вторая редакция (1806) выдержала всего два представления. Спустя восемь лет Бетховен в третий раз возвратился к этому произведению. Новая редакция либретто была написана драматургом Г. Трейчке (1776—1842). Постановка «Фиделио» (название оперы в третьей редакции) 22 мая 1814 года имела значительный успех.
К опере написаны четыре увертюры. Первая из них не удовлетворила Бетховена, и на премьере 1805 года исполнялась другая увертюра, известная под названием «Леонора № 2». Вторая редакция оперы открывалась новой увертюрой — «Леонора № 3», замечательной по глубине и силе выразительности, последовательно раскрывающей идею произведения. Четвертая увертюра, именуемая «Фиделио», более простая и краткая, была исполнена при постановке 1814 года.
Музыка
«Фиделио» — героическая опера, одно из величайших созданий мирового музыкального театра. Ее музыка отличается возвышенно-патетическим складом, напряженным драматизмом. Значительную роль играют в ней ораториальные сцены, чередующиеся с бытовыми, нередко комедийно окрашенными.
Наряду с развернутыми музыкальными эпизодами — ариями, ансамблями, развитыми речитативами, в опере есть так называемая мелодрама (речь, сопровождаемая музыкой) и разговорные диалоги, связывающие «Фиделио» с традициями зингшпиля.
Призывно-жизнерадостный характер имеет лаконичная увертюра.
Первый акт состоит из двух картин. В первой — спокойной, безмятежной — обрисован простодушный, незатейливый мир скромных, простых людей. Дуэт Марселины и Жакино изящен и шаловлив. В арии Марселины «Нельзя сказать, кто идеал» раскрываются мечты влюбленной девушки, искренность ее простого и наивного чувства. Вершина музыкального развития картины запечатлена в квартете (Марселина, Леонора, Жакино, Рокко), каждый участник которого, словно оцепенев в предчувствии важных событий, повторяет одну музыкальную фразу, вкладывая в нее, однако, свой смысл (форма канона).
Напряженно драматичная вторая картина резко контрастирует с первой. В арии Пизарро «Да, мщенья час настал» угловатые очертания мелодии, бурный, неистовый аккомпанемент передают исступление и ярость. Дуэт Рокко и Пизарро полон сдержанного, скрытого драматизма. В арии Леоноры «О лютый зверь» чередуются страстный гнев, светлая надежда и мужественная решимость. Глубокой выразительностью отмечен хор узников; легкое и прозрачное оркестровое сопровождение, затаенное звучание голосов проникнуты робким чувством радости.
Второй акт также состоит из двух картин. Страдания и жалобы Флорестана звучат в оркестровом вступлении его арии «Боже, что за мрак»; мелодия, полная сдержанной, тихой грусти, сменяется затем восторженным экстатическим порывом. Дуэт Леоноры и Рокко пронизан ощущением гнетущей тревоги; на фоне монотонного движения, передающего ритм работы могильщиков, звучат взволнованно-патетические возгласы Леоноры. Кульминацией действия является квартет (Леонора, Флорестан, Пизарро и Рокко), стремительное развитие которого прерывается бурными взрывами драматизма. Безудержное ликование слышится в дуэте Леоноры и Флорестана.
Вторая картина — развернутая сцена ораториального склада. Мощное ликующее звучание хора, чеканный маршеобразный ритм, праздничные фанфары передают всеобщую радость, победу света и справедливости.
М. Друскин
Бетховен очень долго работал над своим произведением, пытаясь преодолеть ощутимые слабости либретто (он выбрал эту тему за ее яркий антитиранический характер). В ходе работы над оперой создал несколько вариантов увертюры, подвергал переработке текст партитуры. Окончательная редакция сочинения была завершена в 1814 году.
Гениальность Бетховена ярко проявилась в этом сочинении, хотя, в целом, его композиторский дар не вполне соответствовал духу тогдашнего оперного искусства и традициям господствовавшей на сцене французской оперы спасения. Следуя формально законам жанра, чередующего вокальные номера и разговорные эпизоды, композитор сумел в лучших страницах произведения выйти за пределы традиций. Особенно впечатляют ансамблевые сцены, такие как два квартета из 1 и 2 д., дуэт Леоноры и Флорестана из 2 д. «О namenlose Freude».
В Росиии «Фиделио» исполняется редко. В начале 19 века опера ставилась немецкой труппой, в 1863 году итальянскими артистами. Первая русская постановка состоялась в 1880 (Большой театр). Ее исполнили студенты консерватории (в партии Леоноры — Климентова). Среди постановок последних лет спектакль 1992 в Венской опере (солисты Беренс, Колло и др.).
- Общие вопросы
- 13. Оратория 17 века. (Величайшие имена, школы) Оратория
- Ученики [править]
- Творческое наследие[править]
- 14. Органное искусство добаховской эпохи. Джироламо Фрескобальди, Иоганн Па́хельбель, Дитрих Букстехуде.
- 15. Клавирное искусство 17- начало 18 века. ( подробный разбор для пианистов)
- Французские клавесинисты
- 16. Школа английских верджиналистов.
- Клавирная музыка [править]
- Биография[править]
- Творчество[править]
- Очерк биографии[править]
- Очерк творчества[править]
- 17. Школа французских клавесинистов
- Родоначальники французской школы клавесинистов
- Луи Куперейн (фр. Louis Couperin; ок.1626, Шом-ан-Бри - 29 августа 1661, Париж)
- Дальнейший путь французской школы клавесинистов
- Вершина французской клавесинной школы
- 18. Венецианская, Болонская скрипичная школа.
- 19. Жанры инструментальной музыки в творчестве Арка́нджело Коре́лли, Анто́нио Лючио Вива́льди, Джузеппе Тартини. (Для пианистов : найти в концертах «Basso continuo») Antonio Vivaldi
- Arcangelo Corelli
- Giuseppe Tartini
- 20. Сюитность как принцип музыкального мышления в музыке 17-18вв. Структурность классической сюиты. ( Взять любую сюиту и разобрать ) ; (Прочитать работу Яворского). Сюита
- Описание [править]
- Последовательность частей сюиты [править]
- О композиции и содержании французской сюиты и. С. Баха №2, до минор.
- 21. Музыкальная культура 18 века. Ее историческое значение. Сущность Просвещения. Просветительство в музыкальном искусстве. Просвещение
- Классицизм
- Венская классическая школа
- 23. Историческое значение творчества Баха. Тип гения Баха.( в области фортепианной музыки для пианистов) Johann Sebastian Bach
- 24.Творческий путь Баха. Проблемы периодизации ег
- Биография Баха
- 25. Принципы дифференциации творчества Баха.
- Тематический каталог [править]
- Другие каталоги баховских произведений [править]
- 27.Органное творчество Баха. Жанр хоральной прелюдии. («Токката и фуга ре минор» и.Т.Д)
- 28. Духовная и светская кантаты в творчестве Баха. («Кофейная Кантата», «Состязание Феба и Пана»)
- 29. Жанр пассионы в творчестве Баха. («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею») (Материалы в книге - Друскин м.С. «Пассионы и мессы Баха»)
- Страсти по Матфею [править]
- Структура Страстей по Матфею [править] Страсти по Марку [править]
- Страсти по Луке [править]
- Исполнения «Страстей» [править] Прижизненные исполнения [править]
- Забвение и возрождение [править]
- Музыкальные формы «Страстей» [править]
- 30. Месса h-moll. Высокая месса Баха. H-Moll-Messe, bwv 232
- История создания
- 31. Бах и Гендель. Сравнительная характеристика. ( Материалы « Русская книга о Бахе» статья «Бах и Гендель»)
- 32. 2) Инструментальное творчество Генделя. ( вопрос для инструменталистов)
- Concerti grossi
- Сюиты Генделя
- 33. Мангеймская школа и ее представители. Мангеймская школа
- Исполнительский стиль [править]
- Творчество [править]
- 34. Венская классическая музыкальная школа. Ее историческое значение. ( Акцент на ф-но группе. Фортепианная соната и.Т.Д) Венская классическая школа
- 35. Творческий облик Гайдна. Joseph Haydn
- 36. «Лондонские» симфонии Гайдна.
- Гайдн. Оратория «Сотворение мира» Die Schöpfung
- История создания
- Гайдн. Оратория «Времена года» Die Jahreszeiten
- История создания
- 38. Жанровые истоки симфонии Гайдна. Ее генезис.
- Симфоническая музыка[править]
- 39. Оперная реформа Глюка. Этапы развития.
- 40. К.Ф.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». Опера Глюка «Орфей и Эвридика» Orfeo ed Euridice
- Действующие лица:
- История создания
- 41. Творческий облик Моцарта.( материалы-Энштейн «Личность и творчество Моцарта») Wolfgang Amadeus Mozart
- 42. Тип гения Моцарта. Моцарт. Загадка Гения Юлия Морозова
- Загадка Гения
- 43. Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» - комическая опера. Le Nozze di Figaro
- Действующие лица:
- История создания
- 44. «Дон Жуан (опера)» - dramma giocoso. Don Giovanni
- Действующие лица:
- История создания
- 45. «Волшебная флейта»- опера-зингшпиль Моцарта. Die Zauberflöte
- Действующие лица:
- История создания
- 46. Особенности симфоний Моцарта. «Симфония №40» Symphony No. 40 in g minor, k. 550
- История создания
- 47. «Реквием» (Моцарт). История создания. Трактовка жанрового канона.
- История создания
- 48. Творческий облик Бетховена. Ludwig van Beethoven
- 49. Периодизация творческого наследия Бетховена.
- Ранний венский период (1792-1802)
- Центральный период творчества (1802-1812)
- Переходные годы (1812-1815)
- Поздний период (1816-1827)
- О традициях
- 50. Функции жанра в творчестве Бетховена.
- Фортепианная соната – «творческая лаборатория» Бетховена
- Пианизм Бетховена (пианист - оратор)
- Сонатность как метод мышления
- Оркестровая трактовка фортепиано
- Основное содержание бетховенских сонат
- Обновление сонатного цикла
- О программности
- 53. Симфония № 3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая») – Бетховен. Symphony № 3 in e-flat major, Op. 55, «Eroica»
- История создания
- 1 Часть
- 2 Часть
- 3 Часть
- 4 Часть
- Symphony № 5 in c minor, Op. 67
- История создания
- 1 Часть (c-moll)
- 2 Часть (As-dur)
- 3 Часть
- 4 Часть
- 55. Симфо́ния № 9 Ре минор, Op. 125 (Бетховен) Symphony № 9 in d minor, Op. 125
- История создания
- 56. Жанр увертюры в творчестве Бетховена.
- Egmont-Ouvertüre, Op. 84 Увертюра к трагедии Гёте
- История создания
- Coriolan-Ouvertüre, Op. 62
- История создания
- 57. Бетховен. Опера «Фиде́лио» Fidelio
- Действующие лица:
- История создания
- Leonore № 3, Op. 72b Увертюра к опере
- История создания